Введенные с 1 марта ограничения охватывали период до 30 июня 2024 года. Пока их отмена (опять же, временная, на тот же срок) лишь согласована кабинетом министров: на этой неделе оно должно обрести форму соответствующего постановления и вступить в силу с момента опубликования. Между тем, с 7 мая на ожиданиях скорого снятия запрета биржевые котировки на АИ-02 и АИ-95 выросли более чем на 5% - до 48,2 тысяч и 54,4 тысяч рублей за тонну соответственно.
По оценкам экспертов, эмбарго позволило сгладить последствия атак беспилотников на ряд крупных российских НПЗ, в частности, на Рязанский, Куйбышевский, Сызранский и Нижегородский. Несмотря на то, что в апреле нефтекомпании из-за ремонтов сократили производство высокооктанового бензина на 0,8% (до 2,57 млн тонн) относительно прошлогодних уровней, поставки на внутренний рынок выросли почти на 7% (до 2,43 млн тонн) за счет как раз снижения экспорта. Это привело к снижению биржевых котировок. Что касается решения о временной отмене запрета, оно связано в основном с угрозой перенасыщения внутрироссийского рынка. Нескольким НПЗ пришлось искусственно, а не из-за ремонтных работ, сокращать объемы переработки нефти и выпуска бензина.
«Сейчас производство превышает спрос, пусть и ненамного, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Вот этот небольшой навес создавал проблему затоваривания: поскольку в России нет стратегического хранилища готовых нефтепродуктов, бензин отправляли на топливные базы, в порты, где он оседал «мертвым грузом». Девать его попросту некуда. К примеру, на Киришском НПЗ в Ленинградской области не было никакого ремонта, предприятие не пострадало от атак беспилотников, тем не менее, было вынуждено в марте сократить выпуск бензина на 27% относительно января. И если ничего не делать, если продлевать эмбарго, по тому же пути пойдет вся нефтеперерабатывающая отрасль».
Важно также учитывать: сегодня биржевая цена бензина существенно ниже той, что была на пике топливного кризиса в 2023 году. Соответственно, считает собеседник «МК», для правительства определенный рост вполне приемлем. Тем более, что профильные ведомства располагают массой инструментов, чтобы де-факто держать цены под контролем – это и размер акциза, и демпфирующая надбавка, и негласные договоренности с сырьевыми компаниями. Нефтяников наверняка убедительно попросили сохранять на бирже значимые объемы предложения при любых обстоятельствах, независимо от того, вступило или нет в силу постановление о снятии запрета на экспорт.
«Власти будут мониторить ситуацию в ручном режиме, этим занимается непосредственно «новый старый» вице-премьер Александр Новак, - отмечает Юшков. – Если потребуется, если цена пойдет стремительно вверх, эмбарго введут опять, не дожидаясь рубежной даты 30 июня. Это понимают и производители, абсолютно не заинтересованные в каких-либо скачках. Им сейчас следует думать не об экспорте (тем более, бензин приносит меньше экспортной прибыли, чем дизель и мазут), а о присутствии на рынке с максимальными объемами нефтепродуктов. Что касается розницы, механизмы ценообразования в ней существенно отличаются от тех, что сложились в оптовом секторе. Автомобилистам не стоит бояться: отмена ограничений на экспорт практически не скажется на ценах на АЗС».
Временный характер решения свидетельствует о том, что ведомства продолжат держать руку на пульсе и в случае необходимости перекроют поставки снова, рассуждает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. По его словам, цели временного запрета на экспорт в основном достигнуты. Во-первых, в апреле биржевые котировки на бензин удалось сбить на 5-15%. Прежней динамики роста уже не наблюдается.
Во-вторых, как утверждает вице-премьер Александр Новак, из-за ограничений на вывоз продукции рынок перенасытился, и необходимо избавляться от излишков. Тем не менее, снятие продлится всего месяц — чтобы не возникло вновь физического дефицита, а с ним и роста цен, как в 2023 году.