Детище регулятора появилось в 2014 году на гребне первой санкционной волны, когда пошли разговоры о возможном отключении России от SWIFT. Так же, как и ее маститый международный аналог, СПФС предназначена для обмена финансовой информацией при проведении как внутрироссийских, так и трансграничных расчетов по корреспондентским счетам. На сегодняшний день к СПФС подключено более 160 нерезидентов из 20 стран. По данным ЦБ, за три квартала 2023 года через нее прошло 180 млн финансовых сообщений (в 2,7 раза больше, чем за январь–сентябрь 2022-го), 98% которых – внутрироссийские.
Актуальность системы резко возросла после февраля 2022 года, когда под санкциями Запада оказались свыше 50 российских банков, а часть крупных игроков была отключена от SWIFT. В этих условиях СПФС обеспечила «бесперебойность передачи финансовых сообщений как внутри страны, так и за ее пределами» – ровно в соответствие с гарантиями ЦБ. Но что произойдет, если Евросоюз осуществит свою идею запрета самой СПФС? И как такое вообще возможно?
«Хотя технически заблокировать СПФС западные центробанки не смогут – поскольку не они являются эмитентом, – в целом идея вполне рабочая, – говорит финансовый аналитики Федор Сидоров. – «Отключить» Россию, как это было в случае со SWIFT, нельзя, но можно наложить вторичные санкции на тех, кто будет использовать российскую систему «на другом конце». Скорее всего, коллективный Запад будет оказывать давление на пользователей из 20 стран. Впрочем, ЦБ наверняка найдет выход, как уже делал не раз в подобной ситуации».
Очередная анонсируемая мера направлена не столько против России, сколько против стран, с которыми та ведет активную торговлю, – Китая, ОАЭ, Турции, республик СНГ, рассуждает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. Задача – предельно осложнить это взаимодействие, что уже происходит, если вспомнить проблемы с оплатой сделок с китайскими поставщиками и заказчиками: банки отказываются вести операции под угрозой блокировок со стороны США. «Отмена» СПФС дополняет картину.
«Разумеется, заблокировать СПФС Евросоюзу не под силу, – отмечает Шнейдерман. – Возможно, случаи использования системы западные регуляторы будут выявлять посредством запросов в банки, а те, в свою очередь, «раскроют карты» под давлением. Впрочем, у СПФС есть рабочая альтернатива, не подпавшая пока под санкции, – BRICS Pay. Это не чисто российский, а международный (созданный в рамках экономического объединения БРИКС) механизм обмена финансовой информацией, и сделать что-то с ним будет сложнее».
Скорее всего, мера коснется филиалов банков дружественных РФ государств, находящихся на территории любой из стран ЕС, полагает экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. Операции по обмену финансовыми сообщениями легко отлеживаются регуляторами или даже спецслужбами. Соответственно, у России могут возникнуть дополнительные сложности с проведением платежей через кредитные структуры Китая и Турции, а также стран ЕАЭС, работающие в Европе. Однако взаимодействовать с российской системой по-прежнему смогут те банки, которые не имеют филиалов в ЕС.
«Санкции в отношении СПФС ударят в первую очередь по мигрантам (которые переводят денежные средства своим семьям в другие страны), а также по их работодателям, – говорит финансовый эксперт, автор проекта «Экономизм» Алексей Кричевский. – Сами же мигранты, осознавшие степень кадрового дефицита в ряде отраслей, хотят теперь зарплат вдвое больше прежних. И если СПФС окажется под давлением, их аппетиты еще вырастут – из-за удлинения цепочки доставки кэша».
На обороте же внутри России это не отразится от слова «совсем». Другое дело – внешние рынки, особенно те, где до сих пор в ходу подсанкционные карты «Мир». С Кубой и Кореей всё достаточно прозрачно – эта история их не коснется, а вот для стран Юго-Восточной Азии она может стать поводом для беспокойства, отмечает Кричевский. Самое неприятное и противоречивое во всем санкционном процессе, что 95% рестрикций бьют по рядовому населению, которое вынуждено снова и снова адаптироваться к этим реалиям, не получая ощутимой помощи от государства.