Как удалось выяснить «МК», дефицит железнодорожных билетов (особенно на юг в курортный сезон) имеет частично объективные причины, но отчасти вызван и особого рода билетными спекулянтами. Вначале о первых: на фоне приостановленных с февраля 2022 года полетов в южные аэропорты России (в том числе Краснодар и Симферополь) железная дорога стала фактически монополистом регулярных перевозок на черноморские курорты страны. При этом достаточного количества вагонов и «ниток» для поездов в расписании, чтобы «вывезти» миллионный пассажиропоток на юг летом, у железнодорожников нет в наличии.
— Старые пассажирские вагоны планово выводят из работы и списывают на утилизацию, — рассказал «МК» сотрудник пассажирского вагонного депо Московской железной дороги. – В последний год на порезку отправляют меньше вагонов, чем раньше, потому что все, что может двигаться и имеет документы о годности, включается в поездную работу. Но вагонов все равно не хватает.
По словам собеседника «МК», число вагонов в пассажирском поезде ограничивается также длиной пассажирских платформ на станциях, где останавливается поезд: в отличие от середины прошлого века, высадка пассажиров вне оборудованных платформ сейчас запрещена. Так что, если, например, перроны на данном пути следования могут принять не более 18 вагонов, именно столько и будет в поезде — больше не получится.
— Но действительно сейчас можно в составе поезда увидеть очень странные и довольно потрепанные вагоны, такие еще лет пять назад избегали ставить в поезд, - заключил сотрудник депо. - Самое интересное, что резко увеличивать заказ новых вагонов перевозчик не спешит: как только южные аэропорты откроются, а это все-таки считается неизбежным, пассажиропоток снова спадет, и вагоны окажутся ненужными.
Итак, билетов в наличии действительно меньше, чем желающих уехать. Но как получается, что уже через пару минут после начала продаж на данную дату билетов в официальном приложении уже нет? Оказывается, здесь не обошлось без искусственного интеллекта, который поставлен на службу посредникам, а де-факто билетным спекулянтам.
- Недавно у одного из порталов-посредников заработала опция предзаказа: можно забронировать билет на дату, на которую еще не открылись продажи, и специальный бот-«снайпер» ровно в момент начала продаж приобретет их на ваши паспортные данные. Формально это не перепродажа билетов, сделать с этим ничего нельзя, - разводят руками сотрудницы касс на московских вокзалах.
Сервис такого рода действительно существует — и по мере того, как он становится известнее, билетов в открытой продаже на дефицитные направления оказывается все меньше. Как рассказали «МК» пассажиры, уже пользовавшиеся порталом для такого предзаказа билетов, посредник никак не дает гарантий от «овербукинга» (так называют в авиации положение, когда на рейс продано больше билетов, чем мест на борту). Если кто-то предоплатит билет, и он ему не достанется по тем или иным причинам, посредник просто возвратит деньги вместе со своей комиссией…
Получается, речь идет о том, что купить билеты на востребованные направления в сезон просто в кассе или онлайн, за номинальную цену — такая же фантастика, как и билеты в Большой театр. Добавим, что «уехать за любые деньги» в большинстве случае все же можно — только ценник получается совершенно негуманный, в несколько десятков тысяч рублей за места в «люксах»…
Отчасти в ажиотаже виновата одна из «ковидных» мер, введенных в 2020 году: тогда облегчили и удешевили возврат билетов, и в результате самые хитрые пассажиры стали бронировать по нескольку билетов заранее и сдавать ненужные в последний момент. Такие билеты нужно «вылавливать» в несколько последних дней до поезда — правда, динамическое ценообразование покупателей в данном случае не порадует.
Наиболее эффективно в такой ситуации пытаться купить билеты в день открытия продаж утром в кассах на вокзалах, советуют кассиры. Для оффлайн-продаж, как правило, действуют специальные квоты. Кроме того, на многих «курортных» поездах часть билетов в сторону Москвы выделяется для продажи через традиционные кассы на юге (правда, сейчас это правило не абсолютно). Иными словами, ситуация с железнодорожными билетами неожиданно для многих вернулась в советские реалии: приходится штурмовать кассы, причем без гарантии успеха.