По предыдущему прогнозу, обнародованному в сентябре минувшего года, ведомство Максима Решетникова предсказывало, что в 2024 году инфляция составит 4,5 %.
Не трудно заметить, что в нынешний прогноз внесены существенные коррективы. Инфляция будет выше, весь следующий год будет колебаться в диапазоне 4,4 – 5,7%, и только в декабре 2025-го составит 4%. Вместе с тем у Центробанка России более оптимистическая точка зрения. Если ранее регулятор говорил про годовую инфляцию в 4-4,5%, то сегодня ожидает ее в пределах 4,3-4,8 %.
И пусть прогнозы где-то отличаются на десятые доли процента, однако оба ведомства не сомневаются в снижении этого показателя до конца текущего года. Хотя многие эксперты предпосылок к развитию такого сценария не видят.
- В ЦБ и Минэкономразвития уверены в том, что жесткая денежно-кредитная политика (то есть, удержание на высоком уровне ключевой ставка. – «МК») - единственно верная в нынешних условиях, - говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. - А раз так, то с их точки зрения все идет правильно и инфляция должна снижаться. Но далеко не все экономисты разделяют такую точку зрения. Инфляция у нас носит не денежный характер. Особенности современного рынка в том, что там действуют крупные продавцы-монополисты, которые и диктуют цены.
- Но предпосылки к снижению уровня инфляции к концу года есть? И если да, то какие?
- В России начала проявлять свою активность Федеральная антимонопольная служба. Не резко и не жестко, но хоть так: в виде рекомендаций и договоренностей с производителями и торговыми сетями. Были, знаем, переговоры по куриным яйцам к Пасхе, чтобы не задирали цены. Сейчас пытаются договориться с производителями стройматериалов. Определенное воздействие на цены такие меры оказать могут, хотя ФАС ведет работу не по всем направлениям потребительского рынка.
Второй момент – сама высокая ключевая ставка. Уже просачивается информация, что регулятор планирует сохранить ее до конца года. Экономике предстоит работать в сложных условиях. А со снижением общей экономической активности снижаются и все показатели, включая инфляцию, рост цен. Поэтому есть надежда, что темпы повышения цен будут более сдержанными, чем в прошлом году…
- Вы не упомянули сезонное понижение цен на овощную продукцию, как фактор, снижающий инфляцию…
- Вот на это я бы особо не надеялся. Когда на рынке действуют монопольные структуры, заметного снижения не произойдет. Даже предположу, что с какого-то момента начнут говорить про сложную логистику, которая якобы увеличивает цены на перевозки и соответственно на фрукты-овощи. Да и как на общую ситуацию в стране могут повлиять подешевевшие помидоры или кабачки? Это же копейки…
Зато с 1 июля у нас почти на 10% увеличатся коммунальные платежи. Вот фактор, который точно подстегнет инфляцию.
- Что оказывает большее воздействие на рынок: повышение тарифов или сезонное снижение цен на овощи?
- Здесь нечего и сравнивать: небольшой удельный вес товарной массы овощей с масштабами коммунальных услуг, которыми пользуются более 100 миллионов граждан. Тарифы повлияют самым прямым и непосредственным образом.
- Какой, по вашему мнению, будет уровень инфляции в декабре нынешнего года? Минэкономразвития говорит про 5,1%...
- Я считаю, что реально она будет выше. Наш экономический блок выдает расчеты в рамках идеальной экономики, идеального спроса и предложения. Но такого в мире уже нет полвека! Повторюсь: существенные коррективы вносят монопольные структуры, влияние которых на рынок власти почему-то не учитывают. Полагаю, что инфляция будет находиться в пределах 6-6,5%.