Как сообщило издание «Нью-Йорк Таймс», во Франции с 1 июля ритейлерам придется вывешивать объявления рядом с товарами, если их вес или объем уменьшился, а цена при этом «пропорционально» не снизилась. Французский министр финансов Бруно Ле Мэр заявил, что «практика шринкфляции – это обман», и пообещал положить ей конец. Примечательно, что потребители смогут доложить, куда следует, о имеющихся проявлениях шринкфляции с помощью специального приложения – если кто-то будет специально сверять вес (количество) товара за ту же цену, что была у него раньше, и заметит «неладное».
Издание указывает, что «поставщикам придется балансировать между потерей имиджа и прибыли». Тем более, что ранее французское правительство требовало от производителей договориться с ритейлерами о сдерживании цен. «С одной стороны, продуктовая инфляция во Франции упала с 16% до 3-5%, – пишет «Нью-Йорк таймс», – с другой, FMCG-сектору (товары повседневного спроса: продукты питания (крупы, напитки, консервы, выпечка, сыры), косметика, бытовая химия и т.д. – Авт.) наверняка пришлось дорого за это заплатить».
Российский экономист, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович рассказал «МК», что вообще-то шринкфляция – довольно распространенный маркетинговый ход, применяемый во всем мире.
– Есть инфляция – от латинского слова «вздутие», а шринкфляция в переводе с английского означает «сжиматься», «сжатие», – объяснил Остапкович. – Это известный маркетинговый ход со стороны розничных торговых сетей. Называть его «прямым обманом» я бы не стал.
Как это работает? Например, у вас, как у производителя, поднялась цена на пиво, и вы в литровую бутылку наливаете не литр пива, а 850 грамм. И оставляете примерно ту же самую цену за бутылку. Но если вы написали на бутылке «850 грамм», то это честная сделка, это маркетинг. А вот если не написали, то тогда это жульничество, и, если обман вскроется, то такими случаями уже должны заниматься компетентные органы.
Или, к примеру, вы привыкли к килограммовому пакету гречки, а потом вы видите вроде бы такой же внешне пакет и за ту же цену, но гречки там, если вы посмотрите на упаковку, уже 850 граммов. Большинство покупателей, разве что, за исключением особенно внимательных и экономных пенсионеров (примерно один покупатель из пятидесяти), возьмут по привычке эту пачку, считая, что там килограмм, и не обратят внимания на оборотную надпись. Но это опять же нельзя называть обманом.
– Сейчас у нас с какими продуктами могут происходить такие вещи?
– Из-за катаклизмов в африканских странах с плодами какао-бобов у нас где-то через месяц-три подорожает шоколад. Что будут делать наши производители? Они будут класть в привычную нам коробку зефира уже не шесть штук, как прежде, а пять. Или в коробку вместо 20 конфет положат 18. Цена будет почти такая же или даже немного выше. Вес они, конечно, должны поменять в «реквизитах», но вы вряд ли это заметите. То же самое относится к такой продукции, как яйца, когда в коробку кладут не десяток, а восемь и т.д.
Никто за шринкфляцию никогда не нес никакого наказания, даже по административной линии. К такому маркетинговому приему начинают прибегать, когда разгоняется инфляция, чтобы не отпугнуть покупателя.
– А могут они потом «вернуть» конфеты в коробку за эту же цену?
– Все будет зависеть от того, как будет складываться ценовая конъюнктура на данный товар. Предположим, будет перепроизводство яиц, и тогда производители не смогут держать цены на уровне 130-140 рублей, потому что другие-то магазины опустят цены до 80 рублей (как было год назад)… И у тех за 140 рублей никто и не купит. Другими словами, если производитель работает в конкурентной среде, то он вынужден подстраиваться под ценовую конъюнктуру и спрос. А если он один «в радиусе пяти километров», то он, в принципе, может устанавливать цены, какие захочет. В Москве – очень высокая конкуренция, и здесь такой номер не пройдет. Если цена мне не понравилась, выйду, перейду на другую сторону в другой магазин и куплю дешевле.
В этой связи только и остается, что посоветовать россиянам быть внимательней – проверять вес товара, указанный на знакомой упаковке. Если не устраивает прежняя цена за меньший вес или объем – не покупайте, ваше право.