Прогноз ученых опубликован в докладе «Долгосрочные сценарии развития российской экономики». Здесь говорится, что к 2050 году можно увеличить население России аж до 160,2 миллиона человек. Для этого нужно выделить больше средств на здравоохранение, а кроме этого – оказать меры поддержки трудовой и образовательной миграции, в том числе из стран Африки и Латинской Америки.
Миграционный прирост к 2050 году в оптимистичном сценарии будет «выше значений последних 10 лет за счет расширения охвата стран-доноров: усиления сотрудничества в области образования и труда со странами Африки и Латинской Америки», – пишут экономисты. Подразумевается, что из указанных стран в Россию хлынут не только представители рабочих профессий, но и высококвалифицированные кадры. Например, недорогие медицинские работники, которыми так славится Куба.
Перспективы этой идеи оценили ведущие российские эксперты. Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что с помощью латинских и африканских добавок демографию в России не поднять:
– Чтобы не пугать население, делаются попытки изобразить, что страны, из которых пойдет новый приток мигрантов, в бытовом плане будут относиться к цивилизованным. Надо понимать, что это безответственные предложения. Они уже звучали, и не раз. В середине нулевых академические авторы писали: «А давайте привезем в Россию 20 миллионов китайцев». Хочется спросить: «Привезем, и что?» Миллионы китайцев проблему не решат.
Основная цель привлечения мигрантов объясняется кадровым голодом. Якобы в России не хватает как квалифицированном рабочей силы, так и трудовой.
Я уверяю, что у нас избыток рабочей силы. У нас экономика – сверхэкстенсивная. Если во всем мире – применение роботов и автоматизации, то у нас по-прежнему лопатный уклад. А с лопатным укладом никаких мигрантов не хватит...
Чтобы утолить кадровый голод, надо искать трудовую силу среди российских мужчин. Например, огромный ресурс – охранники в магазинах. Целый день мужики сидят скучают. Они просто пропадают. Вопрос: а почему их не вставить в экономику? А охрану помещений – поручить высоким технологиям.
Или еще один показатель. По статистике, в России 10 миллионов самозанятых. В основном все они заняты в торговле. На деле – это выживание людей из-за отсутствия современных рабочих мест.
Молодежь должны брать на самое высококвалифицированное производство. Чтобы они к 30 годам все деньги заработали, а не только сыновья чиновников.
– Но сейчас наблюдается отток трудовой силы из Средней Азии. Чем это грозит экономике России?
– Никакого оттока не будет. Мы мигрантозависимая страна, и этой зависимостью люди будут пользоваться. Никто не знает, какое количество мигрантов у нас в настоящий момент. Судя по количеству патентов – 2,5 миллиона. А по оценкам силовых органов – от 7 до 15 миллионов.
Однако есть в экспертном сообществе и другое мнение: идея притока рабочей силы из Африки не так уж плоха, уверен ведущий востоковед Андрей Маслов.
– Африканский континент – это основной источник рабочей силы, миграционных потоков. Европа, США и Китай конкурируют за мигрантов из Африки. Благодаря демографическому росту и высокой мобильности африканцев, их способности быстро изучать новые языки и адаптироваться к чужой культуре в долгосрочной перспективе им едва ли есть альтернатива.
Следует учитывать, что благодаря тесным связям СССР и стран Африки большинство африканцев до сих пор лояльны России. Многие готовы приехать, несмотря на климатические ограничения.
Но к росту миграции из Африки надо приготовиться. Необходимо наладить механизмы культурной и языковой адаптации, создавать стимулы для миграции наиболее квалифицированной рабочей силы. Так же, как и в случае со Средней Азией, важна профилактика экстремизма, причем с двух сторон: как в принимающей среде, так и в среде мигрантов.
Важно, что миллионы африканцев потенциально восприимчивы к нашему языку, культуре, они готовы приезжать в Россию не просто на заработки, а жить здесь и служить новой родине.