Специфика такого подхода заключается в том, что в отличие от генплана мастер-план не является обязательным документом с точки зрения государственного планирования, а также находится «за границей» нормативной базы управления стратегического развития регионов и агломераций. Это дает мастер-плану ряд преимуществ: отсутствие регламентирующей базы позволяет вести планирование с учетом территориальной специфики, мастер-план можно адаптировать и заложить в него больше необходимой инфраструктуры, чем при подготовке генерального плана, создание которого строго регламентируется строительным и земельным кодексами. Мастер-план гибче, и это делает его действительно адаптивным к проблематике конкретного региона или территории. Однако здесь же проявляется недостаток: мастер-план необязателен к исполнению и может быть убран «в стол» из-за недостатка финансирования, но, как показывает практика, данное ограничение легко решается через доступный инструментарий господдержки, например по линии госкорпорации ВЭБ.РФ.
Еще одна особенность мастер-плана заключается в том, что он дает возможность привлечения коммерческих организаций, крупных предприятий, в том числе госкорпораций, к участию в развитии городов. Благодаря этому образовался такой интересный прецедент, когда заказчиком документа по планированию и развитию определенных территорий выступают не региональные или муниципальные власти, а именно коммерческие организации. Это может быть крупное градообразующее предприятие, заинтересованное в сохранении качественных трудовых ресурсов. А для этого необходимо вкладывать средства в условия проживания сотрудников, развивать городскую инфраструктуру. Поэтому предприятие заказывает или разрабатывает мастер-план, ведь менять генплан у нее нет полномочий. Например, разработку мастер-плана города Воркуты инициировала местная компания «Воркутауголь». Цель — построить город, в котором живут сотрудники компании и их семьи, комфортным для того, чтобы связать с ним жизнь на долгие годы, а также решить проблему массового оттока населения.
Сейчас к мастер-планированию активно подключаются и финансовые институты. Например, при поддержке ВЭБ.РФ ранее были разработаны мастер-планы пяти городов Дальнего Востока, и сейчас готовится план развития Архангельской агломерации. И подобный подход более чем обоснован, поскольку госкорпорация в дальнейшем участвует в развитии инфраструктуры, софинансируя строительство запланированных объектов. Иногда для реализации амбициозных проектов не хватает именно финансирования, особенно в удаленных регионах Дальнего Востока и Арктики. Госкорпорация является одним из активнейших инвесторов на Дальнем Востоке и в Арктике — совокупный объем инвестиций в проекты с ее участием превышает 4,8 трлн руб. Подобные инвестиции чаще всего имеют нелинейный эффект, и деньги возвращаются через смежные отрасли. Например, эффект от проложенной дороги — это развитие логистики, бизнеса и города в целом.
Вовлечение оператора средств позволяет не только точно оценить стоимость реализации мастер-плана, но и точно наметить реализацию задач. В таком случае и у местных властей, и жителей всегда будет четкое понимание, что мастер-план будет реализован. И подобную практику целесообразно масштабировать, поскольку она позволяет решать ключевую проблему 99 процентов российских городов — износ инженерной инфраструктуры и жилого фонда.