Почему растет цена на нефть на мировых рынках?
Людмила Рокотянская, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»:
«Основные причины роста нефти — сокращение поставок со стороны стран-экспортеров ОПЕК+ и эскалация напряженности на Ближнем Востоке. На этой неделе возросли риски прямого вмешательства Ирана в израильско-палестинский конфликт. Реализация этого сценария чревата серьезным нарушением мировых поставок нефти, так как Иран входит в десятку крупнейших производителей нефти в мире. Краткосрочную поддержку котировкам нефти оказывает ослабление индекса доллара, которое наблюдается на этой неделе».
Дорастет ли стоимость барреля до $100?
Владислав Антонов, финансовый аналитик BitRiver:
«Если конфликт между Израилем и Ираном действительно перерастет в войну, то цена нефти вырастет до $100 и выше до конца апреля. Но если конфликт в последний момент разрешится мирным путем, нефть может обвалиться до $85-87 за баррель».
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finane Global:
«Ожидаем увеличения мирового спроса на углеводороды еще до начала снижения ставок мировыми ЦБ, в первую очередь со стороны главного мирового импортера «черного золота» — Китая. Рост объемов промышленного производства и расширение деловой активности в производственном секторе увеличат спрос в стране на сырую нефть и нефтепродукты. В результате уже во втором квартале 2024 года стоимость барреля эталонного сорта нефти Brent может вырасти до $96-98. А там уж до отметки в $100 за баррель останется совсем немного, котировки могут вырасти до нее просто на любом всплеске волатильности, поэтому можно сказать, что и $100 за баррель Brent во втором квартале 2024 года вполне реально увидеть».
Как высокая цена на нефть отразится на экономике России?
Артур Мейнхард, руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle:
«За 1-й квартал 2024 года Brent прибавил 12,8%, причем значительная часть роста пришлась на март: за месяц этот эталонный сорт показал увеличение на 6,1%. Для российского бюджета, в частности, это обернулось 107 млрд рублей дохода сверх ожиданий (при общем доходе от продажи нефти в 1,3 трлн рублей за март). В апреле эта позитивная динамика продолжается, то есть мы можем говорить, что есть определенный тренд на рынке энергоресурсов, благодаря которому баррель растет в цене.
И этот тренд безусловно позитивен как для российских нефтяных компаний, так и для российского бюджета, поскольку они являются его основными донорами. Кроме того, это обеспечивает дополнительный приток валютной ликвидности на внутренний рынок и сказывается на торговом балансе, а значит работает на укрепление рубля».
Владислав Антонов:
«Высокие цены на нефть по-прежнему выгодны российской экономике. Тем более что Urals продаётся на мировом рынке с дисконтом около $17 с барреля . Значит, государство будет получать сверхдоходы от экспорта нефти и аккумулировать их в ФНБ, согласно бюджетному правилу».
Владимир Чернов:
«На практике рост мировых цен на нефть сократит дисконт на российские экспортные сорта, Россия сможет увеличить выручку от продажи «черного золота» и нарастить поступления в дефицитный бюджет. На российской экономике это не сильно отразится, так как увеличение поступлений в бюджет лишь снизит объемы заимствований Минфина на внутреннем рынке капитала для нивелирования его дефицита.
Если ФАС будет сдерживать внутренние цены на топливо на АЗС от роста нефтяных котировок, то влияние на экономику РФ тоже будет минимальным. Если розничные цены начнут расти вслед за оптовыми на бирже, то их увеличение начнут закладывать в конечную стоимость товара или услуги для потребителя, то есть ускорится инфляция в стране. Ускорение темпов роста потребительских цен в свою очередь вынудит ЦБ РФ удерживать высокую ключевую ставку более длительный период времени, что в свою очередь будет тормозить экономический рост в стране».
Как рост цены барреля отразится на курсе рубля к доллару, евро и юаню?
Дмитрий Скрябин, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал»:
«Курс рубля отвязан от цены нефти – в основном из-за бюджетного правила. Но влияние может быть через обязательство по продаже валютной выручки экспортерами. То есть чем больше этой выручки окажется, тем больше будут продажи валюты, поэтому есть шанс небольшого укрепления рубля по отношению к другим валютам в перспективе, при прочих равных условиях».
Алексей Кричевский, финансовый эксперт:
«Пока что рост цен никак не отражается на национальной валюте, потому что серьезно растут бюджетные расходы и казне выгоден слабый рубль. К тому же есть договоренности ОПЕК+, направленные на сокращение добычи, есть остановленное производство на нескольких НПЗ из-за мартовской атаки беспилотников. По логике, рубль при таком серьезном подорожании нефти должен несколько укрепиться, но ниже 90 рублей за единицу американской валюты его ждать все равно не стоит: бюджету российская валюта нужна такой, какая она есть сейчас».
Владислав Антонов:
«Рост цены нефти в целом не сможет повлиять на курс рубля, так как из-за потолка цен на нефть эта взаимосвязь претерпела радикальные изменения. В ближайшие дни можно ожидать доллар в рамках 90-93 рублей, евро в границах 98-101 рубль, юань — 12,5-13 рублей».
Владимир Чернов:
«Рост цен на нефть будет сдерживать российский рубль от обесценивания, а в апреле 2024 года даже нельзя исключать небольшого подорожания российской национальной валюты пока действует указ президента «Об обязательной репатриации валютной выручки экспортерами на бирже».
В апреле 2024 года мы прогнозируем торги в диапазоне 90–93 рубля за доллар, 99,5–101,5 за евро и 12,6–12,9 за юань. А уже с мая 2024 года российская валюта начнет понемногу дешеветь и во втором полугодии мы ожидаем рост курса доллара до 95–100 рублей, курса евро — до 105–109, а китайского юаня — до 13,4-13,75 рубля».