Эксперты авиационной отрасли разъяснили подводные камни депутатской инициативы.
Важно изучать договор перевозки
Авторы инициативы убеждены, что приобретающие авиабилет в обе стороны пассажиры в случае опоздания нередко не отказываются от поездки и покупают еще один билет «туда». При этом об автоматической отмене вылета «обратно» узнают в аэропорту, без предварительного информирования.
В ряде СМИ стали мелькать сообщения, что «Аэрофлот» не информирует пассажиров об аннулировании. Но при бронировании и покупке билетов на сайте авиакомпании пассажиры обязательно подтверждают факт ознакомления и согласие с правилами перевозки. Без поставленной напротив соответствующего пункта галочки оформить билет невозможно. Кроме того, в компании работает горячая линия для опаздывающих пассажиров, где можно получить подробную информацию.
Важно отметить, что практика автоматической отмены обратных билетов действует в большинстве российских авиакомпаний в рамках действующего законодательства. Федеральные авиационные правила разрешают перевозчикам аннулировать оставшиеся билеты при неявке на первый рейс без уведомления пассажира, согласно пункту 27 ФАП-82. При этом если пассажир вовремя уведомит авиакомпанию о желании сохранить обратный билет, аннулирования не произойдет. Стоит помнить, что договор перевозки – это важный документ, который обязательно должен изучить каждый пассажир.
В чем заключается негативное влияние на отрасль
По мнению отраслевых экспертов, принятая Минтрансом инициатива может негативно повлиять на рынок пассажирских авиаперевозок. «Из-за сохранения таких билетов авиакомпании смогут продавать меньше мест дополнительно, и закончится это либо тем, что билеты будут дороже, либо, скорее, тем, что авиакомпании будут более активно заниматься овербукингом. Например, сейчас он существует из-за того, что сколько-то пассажиров на рейс по статистике не являются, а теперь авиакомпании будут вынуждены эти брони держать, потом будут недовольные пассажиры, которые из-за этого в какой-то момент куда-нибудь не могут улететь», – поясняет зампред общественного совета при Минтрансе Илья Зотов.
«Если же запретить авиакомпаниям автоматически аннулировать последующие сегменты, то брони будут «висеть» и перевозчики не смогут повторно продавать кресла, на которых точно никто не полетит (ведь не всем же нужно эти сегменты сохранять). А это приведёт или к росту цен на билеты, или овербукингу», - убежден главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин.
Билет туда-обратно – это единый продукт
Авиакомпании воспринимают билет в два конца не как два отдельных рейса, а как один комплексный продукт. По этой логике неиспользование части продукта воспринимается перевозчиком как полный отказ от него.
Шатилин пояснил, что билет туда-обратно зачастую может стоить дешевле двух билетов в одну сторону и даже дешевле одного билета в один конец. «При этом ещё относительно недавно все авиабилеты были возвратными, и можно было вернуть деньги за неиспользованные сегменты (а сейчас некоторые авиакомпании до сих пор возвращают за них не тариф, но сборы). Автоматическая аннуляция при неявке позволяла не допускать массового злоупотребления этими особенностями», – продолжил эксперт.
Запрет автоматического аннулирования последующих сегментов авиабилетов приведет к их «зависанию» в системе бронирования. В результате авиакомпании не смогут повторно распродавать пустые кресла в самолете, что, скорее всего, напрямую скажется на ценах.