— Почему так резко выросли цены на авиаперелеты внутри России?
— Соглашусь, что цены растут, но не соглашусь с Росстатом в том, насколько сильно. Начнем с того, что в минувшие годы в авиаотрасли сложилась непростая ситуация. С 2019 года цены почти три года не росли. На первые два из них — 2020 и 2021-й — пришлась пандемия, из-за которой был запрет на полеты. Авиакомпании просто физически не могли поднимать цены, при этом их расходы росли, то есть для авиаперевозчиков это все превратилось в чистые убытки. Затем в 2022 году были введены тотальные санкции против авиаотрасли России и тогда, чтобы её поддержать, государство выделило в качестве поддержки более 170 млрд рублей — беспрецедентную сумму, которая позволила устоять авиакомпаниям и удержать цены без изменений. Соответственно, три года в России стоимость авиаперевозок держалась на уровне 2019 года. А все остальное в экономике дорожало. В 2023 году государство прекратило поддерживать авиаотрасль в столь больших объемах и понятно, что отложенный рост стал реализовываться в течение прошлого года и перешел на начало этого.
— Но рост цен на авиабилеты в феврале оказался рекордным с 2008 года. Это история не одного года и даже не трех...
— Даже если предположить, что увеличение стоимости пассажирских авиаперевозок в России на 42% — это правда, то давайте признаем, что с 2019 года у нас практически все товары и услуги выросло в цене в 1,5-2 раза. Кроме того, курс доллара в начале 2022 года был в районе 60 рублей, а сейчас уже выше 90 рублей — увеличение в 1,5 раза. У нас авиакомпании запчасти покупают за валюту, обслуживание в зарубежных аэропортах, в том числе приобретение топлива, происходит также за валюту, таким образом, только на курсовой разнице себестоимость здесь выросла в 1,5 раза. Цены на авиабилеты просто физически не могут не расти в таких условиях.
— Вы оспариваете оценку Росстата роста стоимости авиабилетов?
— Да, потому что ведомство делает выводы из сравнения предложения на рынке. Однако Росстат не изучает реальные продажи, а они могут сильно отличаться, потому что существуют низкие, средние и высокие тарифы, ведь чем ближе к дате вылета, тем дороже билеты. Однако не факт, что по высоким тарифам за февраль и январь было реализовано много билетов. Основная масса может быть продана по средним и низким тарифам, в том числе потому, что сами люди стремятся покупать билеты заранее, то есть по низким тарифам. Таким образом, Росстат нам описывает «среднюю температуру по больнице». А реальную картину по росту цен можно получить только тогда, когда авиакомпании отчитаются за предыдущие периоды, и мы увидим средний чек авиабилета. К тому же, когда мы говорим о стоимости перелета на 1000 км, надо учитывать, что она будет отличаться при разных типах перевозок. В региональном самолете она будет выше, на среднемагистральном лайнере — средняя, а на дальнемагистральном — самая низкая. Чем дальше ты летишь, тем дешевле получается полет на 1000 км.
— А что с пассажиропотоком?
— За прошлый год он увеличился на 10 млн пассажиров, несмотря на рост цен на авиабилеты. Это более чем на 10% больше, чем годом ранее. И в первые месяцы 2024 года рост пассажиропотока продолжился. Это указывает, что ценовое предложение соответствует платежеспособности населения. Сейчас начинается «высокий» сезон, когда вплоть до октября цены на авиабилеты будут расти.
— Вы прогнозируете дальнейший рост цен?
— Да, в преддверии весенне-летнего туристического сезона цены на авиаперелеты могут значительно вырасти. В среднем же по году рост цен может составить 10-15%. Тут потенциальным пассажирам могу посоветовать только пораньше приобретать авиабилеты, чтобы их покупка для них была максимально выгодной. Рост будет неравномерным, но эта ситуация вполне стандартная. Сильнее всего цены вырастут на самых востребованных направлениях, в том числе в Турцию, Дубай. Но и на популярные перелеты внутри России — Минеральные Воды, Сочи, возможно, на Кавказ — стоимость авиабилетов заметно увеличится. Но это не общее правило: будут и направления, где цены изменятся минимально из-за низкого спроса.