В 2023 году доля российской нефти в структуре индийского импорта составляла в среднем 22-27%, уточнил Панкадж Джейн. В целом от зарубежных поставщиков страна в прошлом году получала 5 млн баррелей сырья в сутки. Ранее министр нефти и природного газа Хардип Сингх Пури подтвердил готовность Дели к дальнейшим торговым сделкам с Москвой. Чиновник опроверг возможность снижения объемов закупок, отметив положительный характер энергетического сотрудничества сторон.
Между тем, как пишет Bloomberg, государственные НПЗ Индии все более сдержанно относятся к долгосрочным контрактам на поставку российской нефти из-за опасений попасть под санкции США. По данным агентства, крупнейший в стране завод Indian Oil Corp. намерен сократить объемы сырья, получаемого из РФ на таких условиях. Еще два госпредприятия - Bharat Petroleum Corp. и Hindustan Petroleum Corp. - решили не брать на себя твердые обязательства по приему контрактной нефти в следующем финансовом году.
«Хотя Россия по-прежнему остается крупнейшим поставщиком нефти для Индии, наблюдаются признаки того, что нефтепереработчики начинают покупать больше сырья у других производителей, включая Саудовскую Аравию, - заметил анонимный источник Bloomberg. – Вероятно, такие спотовые и разовые сделки обойдутся дороже, чем контракты с РФ».
На сегодняшний день Индия занимает на планете твердое первое место по темпам роста спроса на энергию: по прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), потребление сырья в стране будет увеличиваться на 3% в год в ближайшие 10 лет. Причем индийские власти рассчитывают на более интенсивную динамику в ближайшие 5 лет - 7,5% роста в год. По словам премьера Нарендры Моди, доля Индии в мировом потреблении нефти вырастет с текущих 6% до 11% к 2030 году, а мощность нефтеперерабатывающих заводов - с 250 млн тонн до 450 млн тонн в год.
«Индия является крупнейшим покупателем российской нефти, которая перевозится морским транспортом, - сообщил «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков – В 2022-м и 2023-м годах объемы поставок доходили на максимуме почти да 2 млн баррелей в сутки. Конечно, есть определенные колебания в динамике, ситуация может меняться от месяца к месяцу. С одной стороны, у России нет особого желания складывать все яйца в одну корзину, сосредотачиваясь исключительно на Индии. А та постоянно торгуется по условиям продажи: для нее важен размер скидки, и она предпочитает за всё расплачиваться своей национальной валютой. Откровенно говоря, нам эти рупии особо некуда девать. Их можно конвертировать в другие валюты, просто это выльется в дополнительные издержки. Впрочем, часть поставок индийские НПЗ оплачивают сегодня в дирхамах ОАЭ, которые они закупают через трейдеров в Дубае. Дирхамы нам есть куда потратить: они используются во многих схемах параллельного импорта.
Та же ситуация с юанем. Россия закупает в Китае массу разных товаров, соответственно, если наши сырьевые компании реализуют в Индии свою продукцию за юани, они затем могут их беспрепятственно продать на отечественном валютном рынке компаниям-импортерам. В целом наш нефтяной экспорт сосредоточен на двух странах -Индии и Китае, на которые приходится 75% всех поставок. А если добавить Турцию и Южную Корею (третье-четвертое места), получится 90%. Но когда находятся альтернативные покупатели, Россия старается не упускать эти возможности.
- Почему Индия закупает так много именно российской нефти?
- По двум причинам – инфраструктурной и ценовой. Уже к началу 2022 года Индия имела готовый бизнес в виде построенных на побережье НПЗ, куда морским путем шла нефть с Ближнего Востока – в основном из Ирака, Саудовской Аравии и ОАЭ. Эти страны были первой тройкой поставщиков до 2022 года. Полученные из их сырья нефтепродукты Индия затем реализовывала в Юго-Восточной Азии и Европе. Для нее это было рентабельно и прибыльно даже при обычных мировых котировках. А в случае с российской нефтью индийские НПЗ стали получать сверхприбыль из-за большого дисконта. Наше предложение остается для них безоговорочно лучшим. Кроме того, своими нефтепродуктами Индия заместила российские, которые раньше присутствовали на европейском и частично на американском рынках. Санкциями это не запрещено: эти нефтепродукты считаются произведенными в третьей стране.
- Но, как пишет Bloomberg, индийские НПЗ воздерживаются от заключения долгосрочных контрактов с Россией из-за опасений попасть под санкции. Насколько это соответствует действительности?
- Bloomberg делает ложный вывод: мол, раз переговоры между российскими поставщиками и индийскими НПЗ затянулись на несколько недель, и долгосрочные контракты до сих пор не заключены, значит, двусторонние контакты провалились из-за грозного санкционного фона. Но тут дело совершенно в другом: Индия предпочитает среднесрочные и краткосрочные контракты, поскольку с ними легче выторговывать какие-то дополнительные скидки. Вообще, у Индии нет проблем с обеспечением себя сырьем: если Россия перенаправит поставки на другие рынки, страна просто переключится на ближневосточных производителей. Понятно, что для нас выгоднее долгосрочные контракты: размер дисконта на российскую нефть постоянно меняется (в среднем составляя $10 за баррель), а они не позволяют цене сильно «гулять» при отгрузке.
- Могут ли эти проблемы с переговорах привести к потерям российского нефтяного экспорта?
- Существует международный портал S&P Global, который каждые две недели досконально отслеживает, куда и сколько российской нефти уходит морским транспортом. Так вот, в декабре 2023 года Индия покупала у РФ 1 млн 394 тысячи баррелей в сутки, в январе – 1млн 486 тысяч, в феврале - 1 млн 303 тысячи. Как мы видим, никакого критического спада нет. Bloomberg указывает на риски санкций, но каких именно, непонятно. Санкции в отношении российской нефти никому не запрещают ее покупать, более того, те же Соединенные Штаты заинтересованы в насыщении мирового рынка за ее счет, чтобы цены не росли. Что касается ужесточения Западом разного рода финансовых препонов (касающихся межбанковских расчетов за поставки), мы более двух лет отправляем в Индию большие объемы нефти и худо-бедно научились эту проблему решать.