Будущие покупатели активны и рациональны
По данным департамента загородной недвижимости VSN Group, ядром целевой аудитории загородного сегмента жилья стали представители поколения Y (люди, родившиеся с 1981-го по 1996 год). Миллениалы требовательны и избалованы, не любят ждать, поэтому предпочитают дома с финишной отделкой интерьера, готовые к проживанию.
В недалеком будущем им на смену придет поколение Z (родившиеся с 1997-го по 2012 год): технологичная и предельно рационально мыслящая молодежь, которая, возможно, вообще перестанет приобретать жилье в собственность. Эти люди активно интересуются наукой, поддерживают экологическую повестку и здоровый образ жизни, крайне независимы. С большой вероятностью они будут массово предпочитать аренду дома его покупке, не привязываясь надолго к месту или даже стране проживания.
Удаленка вносит коррективы
Растущая доля специалистов, работающих удаленно, стала дополнительным фактором спроса в загородном сегменте. Более половины покупателей малоэтажного жилья - типичные горожане. Увеличивается доля холостяков и бездетных семейных пар, растет и интерес инвесторов к загородной недвижимости, особенно с развитой инфраструктурой.
Новые способы коммуникации
Если в 2017 году более 40% обращений приходилось на телефонные звонки, то к 2023 году этот показатель сократился до 26%. Остальные 74% покупателей при наличии выбора предпочитают общаться в мессенджерах и чатах.
Еще более заметные изменения поведения покупателей связаны с ростом популярности онлайн-показов недвижимости и электронной регистрации сделок. Формат онлайн-показов возник как реакция продавцов жилья на ограничения во время пандемии коронавируса, и покупатели оценили ее удобство.
Электронная регистрация сделок с недвижимостью, в свою очередь, прошла путь от 0% в совсем недавнем прошлом до 90-95% в ряде компаний теперь. Девять из десяти ипотечных сделок регистрируются сейчас в Московском регионе именно так.
Финансовый аспект
В периоды высокой экономической турбулентности поведение и предпочтения покупателей трансформируются особенно сильно. Сейчас загородный сегмент недвижимости переживает, по сути, революцию спроса.
Сократившаяся с «нулевых» более чем вдвое средняя площадь домовладения продолжает снижаться. Нынче она составляет 120-130 квадратных метров, при этом уверенно растет спрос на совсем небольшие дома площадью менее 100 «квадратов».
Наибольшим спросом пользуются самые доступные по цене дома в каждом подсегменте предложения. Эксперты отмечают окончательное «отвязывание» спроса от колебаний курса рубля и перераспределение покупателей из одной строительной технологии в другую в зависимости от изменений цен на стройматериалы.
Тренды в планировках
Изменения коснулись и планировочных решений. На фоне стремительного сокращения метража покупатели совершенно не готовы отказываться от функциональности своего дома. Девелоперы и проектировщики вынуждены соответствовать ожиданиям рынка, предлагая все более рациональные, продуманные и оптимизированные планировки, каждый метр пространства в которых призван приносить пользу будущим жителям.
В прошлое ушли привычные потери площадей на коридорах и неоправданно сложных конфигурациях помещений. Однако все более популярными становятся мастер-спальни, увеличивается количество санузлов и гардеробных комнат.
Активно растет востребованность одноэтажных домов: их уже выбирают почти половина покупателей, даже несмотря на относительную дороговизну такого решения. Прогнозируется рост спроса на теплые гаражи с отдельным входом в дом, кладовые рядом с кухонной зоной и коттеджи с двумя гостиными.