«Приняли решение вновь обратиться к правительству и Госдуме с просьбой усилить меры по защите российского рынка и направить в правительство и экспертный совет комитета Госдумы по экономической политике позицию АВВР в том числе: по установлению импортных ввозных пошлин для вина, игристого вина, крепленого вина из стран НАТО в 200%», – отметил исполнительный секретарь ассоциации Алексей Плотников.
Отметим, что сейчас 75% зарубежных вин на российских полках – из стран НАТО: Италии, Испании, Португалии, Франции, Болгарии, Венгрии... Плюс немного вин из Грузии и Молдавии.
По мнению главы Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, выступая со столь «патриотической» инициативой, отечественные виноделы пытаются сделать так, чтобы их продукция продавалась более активно.
«В свое время мы предлагали комиссии правительства по защитным мерам во внешней торговле ввести такую пошлину на биологически активные добавки, которые привозят из недружественных стран. Инициативу не поддержали с формулировкой «недостаточно обоснований для защитной меры». Думаю, в случае с вином будет точно так же. Скорее всего, Минэкономразвития отклонит это предложение», — считает он.
Между тем, если предложение виноделов будет принято, цены на вино резко вырастут, рассказывает Шапкин.
Возьмем, к примеру, бутылку импортного вина низкого ценового сегмента, добавим пошлины, НДС на пошлину. Вспомним также, что с 1 мая в России ставки акцизов на вина вырастают в три раза.
«Это значит, что бутылка привозного вина на полке за 700 рублей подорожает еще где-то на 1 тыс. рублей, – продолжает эксперт. – На потребительском спросе это скажется драматически. Парадокс в том, что пытаясь убрать с рынка прямых конкурентов, российские виноделы лишь простимулируют спрос на импортные напитки. Население на новостях о скором росте цен пойдет скупать европейские вина по текущей стоимости и как можно больше. А значит, наше вино будет продаваться хуже».
Павел Шапкин считает, что со временем и цены на отечественные напитки подтянутся к ценам на европейские вина. Нет конкуренции на рынке, нет давления на цены. А следовательно, зачем себя ограничивать?
«Сама бизнес-модель российского виноделия построена на том, что потребителям нужно пить только отечественное вино и только сухое. Но это противоречит и законам рынка, и вкусам основной части потребителей. 60% наших потребителей хотят не сухое, а «мокрое» вино (сладкое, полусладкое). Вводя все новые запреты, их авторы подрывают интерес потребителей к вину в принципе», – заключает эксперт.
Председатель комитета по развитию инвестиционной среды для бизнеса при Торгово-промышленной палате Москвы Анна Вовк убеждена, что предложение виноделов – это лоббизм.
«Мера направлена на популяризацию российского вина. У Минсельхоза также есть планы по развитию данной отрасли, а следовательно, нужна поддержка, протекционизм по отношению к внутреннему рынку, – поясняет она. – Такое решение, конечно, будет принято. Сейчас все законопроекты с политической подоплекой, курсом на импортозамещение и поддержку российской промышленности, быстро получают одобрение среди законотворческих органов».