Красные полусладкие абхазские вина из винограда «изабелла» всегда были палочкой-выручалочкой для тех, кому нужно «недорого и вкусненько». Бутылка такого вина сегодня стоит в 350-400 рублей в московских алкомаркетах, и многие потребители абсолютно не готовы платить больше. Хотя им и не придётся: в этом ценовом сегменте давно уж достаточно простеньких российских вин – чаще крымских, хотя и Краснодарский край не отстает – которые вполне подходят под определение «дешево и сладенько».
О гурманстве, понятное дело, речь тут не идет, хотя в целом страна движется именно в этом направлении. По итогам 2023 года потребление вин в России достигло 90 миллионов декалитров – эксперты фиксируют прирост на 14% по сравнению с данными 2020 года. Все больше россиян предпочитают именно вино, а не крепкие напитки.
Снижение потребления десертных и ликерных вин сладких вин – тенденция не российская, а общемировая. Сокращаются продажи даже таких культовых напитков, как сотернов, айсвайнов, мадеры, хереса или портвейна – каждый год они теряют примерно по 3-5% объемов продаж. Причин здесь несколько, и одна из них – повышение интереса к ЗОЖ: сладкие вина содержат сахар, которого современные люди стараются всеми силами избегать. Тем более, сухие вина куда проще сочетать с едой. Однако Россия сохраняет репутацию одной из главных стран-любительниц сладких напитков, и за словами «внедрение культуры употребления вина в России» ритейлеры и сомелье нередко подразумевают именно это – деликатное переучивание потребителей и попытки развить у них вкус к сухим винам. Точно так же и молодым винодельням, которые сейчас только набирают обороты и выходят на рынок, эксперты настоятельно рекомендуют делать ставку на сухие и игристые, а сладким оставить не более 5-10% объемов производства.
Пик продажи сладких крепленых вин в России – традиционно перед Пасхой: «сладенькое» часто покупают те, кто хочет разговеться по всем правилам, но никакого алкоголя, кроме глотка десертного вина, не употребляет.
Хотя можно устроить праздничный пасхальный завтрак и, например, с шампанским. Это будет соответствовать другой интересной тенденции, которую фиксируют на винном рынке России – рост популярности игристых вин, особенно вне всяких знаковых дат. Как ни крути, а довольно долго в нашей стране существовал стереотип: мол, шампанское – это праздничный напиток, для него повод нужен, просто так его покупать не будешь! В 2024 году всё меняется: только в январе примерно 25 млн бутылок игристого вина – это самый высокий показатель для этого месяца минимум с 2018 года.
Еще два года назад на вопрос, нужен ли какойто повод для того, чтобы открыть бутылку шампанского, только 8% респондентов ответили «нет». Большинству был необходим либо праздник, либо неординарное событие. Сегодня все меняется.
Социально-гастрономический парадокс состоит в том, что игристые вина – и классическое шампанское, и всевозможные аналоги просекко – самые универсальные и беспроигрышные, когда речь идет о сочетании с едой. Бутылка игристого способна выручить, если нужно срочно «подружить» оказавшиеся на столе одновременно сало, красную икру и легкий салат из зелени с овощами. Кроме того, только игристое – за счет пузырьков – способно выдержать встречу с жидким яичным желтком, именно поэтому есть традиция завтраков с шампанским: бокал неплохо дополняет глазунью, яйца всмятку или пашот.
Совсем новая тенденция – вот уже несколько лет как сомелье и прочие эксперты винного мира предлагают оценить сочетание шампанского с фастфудом. «Пузырьки» способны здорово оттенить солёный вкус картошки фри и острую хрустящую панировку жареной курочки, не говоря уж о наггетсах, луковых колечках или сырных палочках. Кто-то даже смело заявляет, что, мол, шампанское – это новое пиво: все те «пивные закуски», которые можно найти в меню пивбаров, отлично сочетаются и с игристым. За исключением, пожалуй, чесночных гренок – тут уж пусть сохраняется пивная монополия.