В марте 2022 года международные депозитарии Euroclear и Clearstream приостановили операции с НРД в связи с введением санкций против России. В результате бумаги наших инвесторов оказались заблокированы, а выплаты по ним перестали поступать. Помимо средств частных инвесторов, замороженными оказались и бумаги, купленные управляющими компаниями, которые входили в состав различных паевых инвестиционных фондов. В результате все типы инвесторов — и физические, и юридические лица — с февраля 2022 года не получали свой доход.
Но у Euroclear и Clearstream в 2022 году также были активы в России, и в ответ на санкции НРД тоже их заморозил. Средства эти были сосредоточены на счетах типа «И» и типа «С». Счет типа «С» — это специальный счет, открытый инвестору-нерезиденту (иностранцу) в банке, у брокера, в депозитарии, на который можно зачислять только рубли, например, дивиденды по акциям и купоны по облигациям в российских деньгах. Вывести деньги с него невозможно, но средства разрешается направить на уплату ограниченного круга целей, например, заплатить налоги или купить ОФЗ. При этом ЦБ РФ и Минфин имеют право выдать отдельно разрешение на зачисление этой прибыли на обычный счет или конвертацию рублей в валюту.
Еще совсем недавно говорить о возможности обмена хоть какими-то активами с Западом не приходилось: в недружественных странах речь шла только о том, чтобы все отнять у России и забрать в свою казну или передать Украине. Появление предложения Минфина, на первый взгляд, может говорить о хотя бы частичном изменении настроений, но, судя по деталям, радоваться раньше времени не стоит. В озвученной Моисеевым схеме разговор идет, во-первых, только об активах частных инвесторов в сумме до 100 тыс. рублей, правда, на них приходится большая часть замороженных средств физических лиц. Речь не идет о разблокировке государственных средств или активов крупных компаний. Во-вторых, обмену подлежат только средства, оказавшиеся в НРД, но не иные замороженные активы. «Пороговое значение в размере 100 тыс. рублей — это максимальная сумма, причитающаяся одному лицу по всем его договорам, — указывает руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-Капитал» Николай Швайковский. — Выкуп будет происходить за счет денежных средств, которые поступили на счета типа «С». Обмен является добровольным, он пройдет на организованных торгах (специальные торговые сессии)». Список иностранных ценных бумаг, которые можно будет реализовать на торгах, будет утвержден решением правительственной комиссии.
«По оценкам самого Минфина, в общей сложности из-за прекращения взаимодействия НРД с Euroclear и Clearstream заблокированы оказались средства частных российских инвесторов в объёме 1,5 трлн рублей, речь идёт о 3,5 млн россиян, — говорит руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых. — Причём у подавляющего большинства под блокировкой оказались активы на сумму менее 100 тыс. рублей, именно поэтому в Указе появилась данная цифра как предельная совокупная стоимость бумаг, подлежащая возврату в рамках первого этапа одному заявителю-инвестору». Таким образом, власти России пытаются просто решить проблему мелких частных инвесторов, чтобы дальше заниматься только крупными.
Правда, сам факт участия в процессе обмена ещё не гарантирует успешности сделки. Желание выкупать эти активы будет напрямую зависеть от второй стороны — иностранцев, чьи средства заблокированы на счетах типа «С». Кроме того, количество заблокированных с российской стороны активов недружественных нерезидентов на счетах типа «С» меньше, чем заморожено у российских розничных инвесторов. Это ещё одна причина, по которой установлена предельная сумма активов, подлежащих обмену.
При этом, по словам доцента кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Михаила Гордиенко, равноценность обмена сложно оценить, поскольку за минувшие два года снизилась стоимость ценных бумаг нерезидентов, а также изменились курсы валют, используемых в рамках данного обмена. Оба фактора играют в большей мере в пользу нерезидентов, уверен эксперт.
Россия, заявляя о готовности к обмену, посылает Европе позитивный импульс, но будет ли конструктивный ответ там, где до сих пор никак не обсуждают данную инициативу Минфина (правда, и не протестуют против нее), покажут ближайшие недели.