Прогрессивная шкала налогов — это, можно сказать, давняя мечта россиян, их понимание принципов социальной справедливости. Богатые должны платить больше, чтобы жизнь им медом не казалась. Такую же позицию занимают и многие российские парламентарии. В конце минувшего года некоторые из них предлагали ввести плавающую ставку налогов — от 0% до 35% в зависимости от величины доходов. Идея органам исполнительной власти показалась неинтересной.
Теперь повышенную до 25% ставку предлагается вводить медленно, но уверенно. 13%, которые действуют для большинства россиян, сменяют 15% - для тех, чей годовой доход составляет 5 миллионов рублей и выше. Ну, и означенные 25% уже для «тяжеловесов», имеющих доход от 500 миллионов рублей в год. Ожидается, что такая ставка принесет бюджету дополнительно 1 миллиард рублей в год.
Ключевой вопрос, связанный с прогрессивной шкалой, — будут ли платить повышенные налоги богатенькие буратины? В 90-е годы прошлого века, в период «шоковой терапии», у нас уже существовала прогрессивная шкала налогообложения. И федеральный бюджет, можно сказать, трещал по швам. Налоговая ставка для тех, у кого «жизнь удалась», составляла 40%. Однако от ее уплаты не уходил только ленивый. В те годы даже был популярен лозунг «Налоги платит только трус!».
Владимир Путин, став президентом, в 2001 году ввел плоскую шкалу (нынешние 13% с зарплаты) и проблемы с наполняемостью казны почти сразу же исчезли. Однако горький осадок от несправедливого распределения доходов у россиян остался. Одним все (яхты, замки, Куршавели) — другим ничего.
На все попытки вернуть в Россию прогрессивную шкалу налогов ответ правительства был один. Богатые снова перестанут платить и с бюджетом произойдет та же самая история, как в «лихие 90-е».
Но есть здесь одно существенное «но». 30 лет назад в стране не было государева ока за уплатой повышенного налога. А с тех пор много воды утекло, и у нас появился жесткий налоговый мониторинг, фискальная сфера насквозь цифровизованна — и для физических, и для юридических лиц, все просвечивается, как на рентгене. Словом, легко избежать ответственности за неуплаченные налоги сейчас явно не удастся...
Однако, единственное, чего смогли добиться сторонники прогрессивной шкалы — ввести в 2020 году повышенную ставку в 15% на доход физлиц, превышающие 5 миллионов рублей в год. Только 2 «лишних» процента уже через год принесли бюджету дополнительно 82,7 миллиардов рублей. Значит, схема работает?
- Правительство может согласиться с очередной депутатской инициативой по введению прогрессивной шкалы? - спросили мы профессора Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца.
- Сначала нужно понять, сколько в России людей, у которых годовой доход составляет 500 миллионов рублей и выше, - ответил он. - Это ведь более 40 миллионов в месяц? Их крайне мало. На мой взгляд, предложение депутатов практического смысла не имеет. Как и шансов на реализацию. Просто авторы захотели о себе напомнить на всю страну.
- Тем не менее подоходный налог в 15% богатыми платится аккуратно, хотя тоже были разговоры, что начнут уклоняться. Почему 25% - это не реально?
- Повышенный всего на 2% налог, от традиционных 13% - не тот случай, чтобы уклоняться от его уплаты. К тому же, все эти деньги идут на лечение больных детей, грех придумывать какие-то схемы обхода. Россияне отнеслись к 15% НДФЛ вполне спокойно.
- А сейчас разве можно уклониться от уплаты налога?
- С налоговой дисциплиной все стало гораздо лучше. Но существуют десятки легальных способов уменьшить свои налоги. Например, через "прокладочные” компании, на которые сверхбогатые станут переводить доходы. Или через инвестиции, ПИФы...
Да и ожидаемое дополнительное поступление в бюджет от 25-процентного налога в сумме 1 миллиард рублей, это ни о чем. Никто заморачиваться ради такой суммы не будет. Наш бюджет около 35 триллионов, на этом фоне один миллиард никто и не заметит. Перестраивать налоговую систему ради такой суммы не имеет смысла.
Главные издержки в том, что придется перестраивать систему учета: вводить дополнительные формы отчетности, чтобы «поймать» эти деньги. В России пока нет системы сведения всех доходов по одному человеку. У него в одном месте зарплата, в другом — продажа недвижимости, в третьем — инвестиции. Соединить все вместе можно, но сложно.