Тогда, в 2020 году, эти поправки в Налоговый кодекс вызывали бурю эмоций в соцсетях. Но поправки, несмотря на весьма полярные мнения россиян, были приняты и впоследствии в народе получили не вполне корректное название «налог на вклады», хотя на самом деле государство не вводило никаких новых налогов для физлиц на их доходы по вкладам. Просто с процентных доходов граждан государство теперь будет взимать НДФЛ. Напомним, что вступление этих поправок в законную силу откладывалось в течение нескольких лет, пока страна и весь мир боролись с пандемией ковида и ее последствиями. Однако, несмотря на то что российская экономика и сегодня переживает не самые простые времена из-за СВО, геополитической обстановки и санкций, 2024 год станет первым годом, когда россияне по итогам прошедшего 2023 года начнут платить НДФЛ с процентов по вкладам от 1 млн рублей.
Следует отметить, что с полученных вкладчиком процентов, если совокупная сумма его вкладов в разных банках составила не менее 1 млн рублей, нужно будет платить НДФЛ не в размере 13% с полученного дохода, а гораздо меньше, то есть из налогообложения будет исключен так называемый необлагаемый доход. Величина необлагаемого дохода, согласно законодательству, привязана к максимальной величине ключевой ставки Банка России по состоянию на 1 декабря года, за который уплачивается налог. Так, на 1 декабря 2023 года, за который россияне будут платить налог в конце текущего года, максимальная величина ключевой ставки Банка России составляла 15% годовых. В середине декабря ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 16% годовых, но поскольку это событие произошло уже после 1 декабря, в расчет величины не облагаемой налогом суммы этот размер ключевой ставки уже не вошел. Соответственно, размер необлагаемой НДФЛ части процентного дохода по вкладам в 2023 году исходя из формулы его расчета составит 1 000 000 руб. х 15% = 150 000 рублей. То есть вкладчик уплатит НДФЛ в размере 13% только с той суммы, которая превысит необлагаемый доход. Например, если за 2023 год вы заработали на процентах по вашим вкладам в банках в общей сложности 160 000 руб., то НДФЛ вы заплатите только с 10 000 руб., то есть с разницы между полученным вами доходом и указанной выше необлагаемой суммой, а это всего лишь 1300 руб. Таким образом, уплата данного налога раз в год совсем не помешает вам хранить деньги дальше и получать дополнительные доходы к вашим зарплатам и пенсиям. Правда, чем больше ваш процентный доход превышает налогооблагаемую сумму, тем больший налог вам придется заплатить.
Справедливо ли это? Обратимся к мировому опыту. В очень многих странах мира, особенно там, где шкала подоходного налога с физлиц прогрессивная (США, Канада, Франция, Германия, Швеция, Великобритания, Индия и др.), физлица платят налог со всех полученных доходов — от сдачи в аренду недвижимости, процентов по вкладам и облигациям, дивидендов по акциям и иных доходов в соответствии с действующей шкалой налогообложения: чем выше доход, тем выше ставка налога. В ряде стран, где применяется прогрессивное налогообложение, периодически практиковалось снижение максимальной ставки подоходного налога на сверхбогатых граждан, для того чтобы они не выводили свои капиталы за границу. Такой эксперимент дважды имел место в США — в 80-е годы прошлого века при президенте Рональде Рейгане и сравнительно недавно, в 2017 году, при президенте Дональде Трампе. Хотя этот эксперимент в части сокращения оттока капитала за границу оказался удачным, но оба раза он завершался тем, что для компенсации снижения налога на сверхбогатых пришлось повышать налоги на остальное население, и под ударом роста налогового бремени всегда оказывался средний класс. Российский «налог на вклады» на фоне более жесткой политики налогообложения доходов физлиц в других странах выглядит не только необременительным, но даже очень мягким.
Критики «налога на вклады» тем не менее считают, что налогообложение процентных доходов физлиц выгодно только государству, якобы давно «мечтающему» мобилизовать в казну хранящиеся у граждан сбережения. Однако можно отметить, что если бы этот налог был действительно так необходим государству, как, например, введенный год назад единовременный налог на сверхприбыли предприятий, вступление в силу этих поправок в Налоговый кодекс, принятых еще в 2020 году, не откладывалось бы столько лет подряд. Президент России Владимир Путин еще в 2020 году рассказал, что введение налога на проценты по вкладам от 1 млн руб. затронет не более 1% от общего количества вкладов в российских банках, то есть под налогообложение процентов подпадет в итоге очень небольшое количество россиян.
С тех пор прошло немало времени, в течение которого резко увеличились процентные ставки по вкладам в банках, что было связано с ростом инфляции и необходимостью со стороны Банка России повышать ключевую ставку. При высоких процентных ставках увеличилось и количество вкладчиков, и суммы, которые население вместо привычной ранее покупки наличной валюты понесло на рублевые вклады. На начало 2024 года количество вкладов от 1 млн руб. в российских банках оценивалось в 2–2,5% от всех вкладов в совокупности — то есть с 2020 года эта цифра как минимум удвоилась, но все равно очевидно, что под налогообложение процентов по вкладам подпадает лишь небольшое число вкладчиков. Общая сумма, которую государство может собрать в бюджет от налогообложения процентов по вкладам, оценивалась в 2020 году экспертами в рамках от 120 до 150 млрд руб. Это менее 0,5% от прогнозируемых доходов российского госбюджета в 2024 году и менее 0,1% от ВВП. Для сравнения: от временного налога на сверхприбыли предприятий бюджет получил около 320 млрд руб. Поэтому сложно говорить о том, что государство вводило такой налог ради того, чтобы якобы изъять как можно больше средств у населения.
Зачем же это налогообложение процентов по «миллионным» вкладам все-таки понадобилось властям? Не исключено, что в первую очередь с точки зрения социальной справедливости. Это неправильно, когда, например, с дивидендов и прибыли от инвестиций на фондовом рынке, с продажи недвижимости, если она в собственности менее трех лет, граждане платят НДФЛ по полной программе и без всяких необлагаемых сумм, а вкладчики в банках несут намного меньшие риски, чем на фондовом рынке, но не платят ничего. Конечно, дополнительные налоги демотивируют население накапливать на будущее, поэтому в Госдуме и Совете Федерации уже рассматриваются новые поправки в Налоговый кодекс, разрешающие освобождать от уплаты налога на процентный доход тех вкладчиков, которые хранят в банках суммы от 1 млн рублей не менее трех лет. Такие поправки в дальнейшем могут способствовать формированию у россиян мотивации к долгосрочным сбережениям своих денежных средств в российских банках вместо вывода их за границу или хранения наличной валюты мертвым грузом, хоть без налога, но и без легально заработанных процентов.