– Что собой представляет газопровод Ямал – Европа и кому было выгодно его создание?
– Труба, протяженностью более двух тысяч километров, проходит по территории четырех стран – России, Белоруссии, Польши и Германии – и способна прокачивать до 33 млрд кубометров в год. Это довольно серьезный объем. Для сравнения, в 2023 году уровень потребления «голубого топлива» в всех странах Старого Света оценивался в 490 млрд.
Владельцами и инициаторами строительства газопровода являлись государственные компании: с нашей стороны – «Газпром», с польской – PGNiG. Изначально холдингам принадлежало по 48%. Остальные 4% находились в собственности частных польских акционеров.
Затем без согласия российской стороны Варшава выкупила эти 4% и стала основным акционером совместного трубопроводного предприятия. На этом Польша не остановилась и ввела внешнее управление в отношении доли «Газпрома» в акционерной компании, владеющей западным участком газопровода. Об этом, собственно, и говорил в интервью Путин.
– То есть часть трубы, принадлежавшей России, фактически Польша отобрала?
– Нас лишили права пользоваться этой системой. Варшава заявила, что такое решение является «шагом к восстановлению полного контроля польских предприятий над стратегической газовой инфраструктурой страны». Другими словами, речь идет о национализации ранее совместного трубопроводного участка.
– На каком же основании?
– В апреле 2022 года Польша внесла «Газпром» в санкционный список, вследствие чего активы российской компании были заморожены. В ответ Москва ввела ограничительные меры против оператора польского участка газопровода Europol Gaz и прекратила экспорт по трубопроводу Ямал – Европа. Это оказалось вполне логичным решением: зачем платить за обслуживание транспортной системы, доступ к которой не только потерян, но и сама собственность реквизирована.
– Это означает, что недавно построенный современный маршрут транспортировки энергоресурсов в Европу оказался никому не нужен?
– Этот вопрос стоит адресовать Варшаве. По линии Ямал – Европа до последнего времени Польша получала из России около 10 млрд кубометров газа в год. В последнее время участок практически не используется. Если газопровод не будет задействован, то он окажется бесполезен в будущем, причем на многие годы.
– Вызывает беспокойство ситуация и с другими маршрутами поставок российского «голубого топлива» в Европу. Возможно ли восстановить поставки через Балтийское море по разрушенным «Северным потокам»?
– Восстановить, конечно, можно, но возникает вопрос, нужно ли проводить подобные работы. Как показывает многовековая практика, сломать гораздо легче, чем построить. Наши зарубежные оппоненты отлично усвоили такой постулат. Кому нужны «Северные потоки»? В первую очередь Германии, которая за счет этого канала сможет не только увеличить стабильные закупки относительно дешевого российского «голубого топлива», но и перепродавать углеводороды в другие европейские государства. Россия готова подавать газ в страны Европы по уцелевшей трубе газопровода «Северный поток-2». Между тем, как справедливо отметил Владимир Путин, нынешнее руководство Германии руководствуется не национальной экономической выгодой, а политическими интересами коллективного Запада.