—В начале года произошла авария на крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе. К каким последствиям может привести эта ситуация?
- Нижегородский НПЗ, где произошла авария, — один из крупнейших в плане производства бензина. Надо пояснить, что бензина в России производится примерно столько же, сколько и потребляется на внутреннем рынке: примерно 90% от того, что сделано, тут же и потребляют. Так вот, Нижегородский НПЗ производил примерно 10% всего российского бензина. Получается, что из-за аварии мы сталкиваемся либо с дефицитом на внутреннем рынке, либо перестаем экспортировать. Что касается дизеля, то около 50% того, что Россия производит, идет на экспорт. И вот тут запрещать, например, экспорт дизеля невозможно. Тогда придется все заводы либо останавливать, либо перенастраивать. А это довольно опасная история.
— А если взять только бензин. С ним какие перспективы?
- Украина на постоянной основе пытается атаковать именно наши перерабатывающие заводы, либо нефтехранилища, топливные хранилища. Они находятся в зоне риска. Поэтому тут проглядывается перспектива именно физического дефицита производства. Но и из такой ситуации выход есть. Мы сможем закупать больше бензина у Белоруссии. У них два больших НПЗ, которые недозагружены. Хотя тут цены будут уже совершенно иными.
— Сейчас власти говорят о том, что на рынке топлива в России профицит, и нет необходимости введения запрета на экспорт нефтепродуктов. По словам министра энергетики, рынок стабилен и не нуждается в дополнительных стабилизирующих мерах. Но так ли это на самом деле? Если все-таки произойдет существенное сокращение производства, тема возможного запрета на экспорт снова станет актуальной?
- Да, такое возможно. Запрет на экспорт – это последний аргумент в споре с компаниями. Одна из причин, которая может к этому привести, выход НПЗ на профилактические ремонты. Каждый год заводы массово уходят на ремонт именно летом. С этим надо что-то делать. Возможно, в 2024-м правительство более жестко будет выстраивать этот график, чтобы не было физического дефицита. В стране растет внутреннее потребление топлива. После пандемии, закрытия аэропортов юга России люди стали все чаще путешествовать на машинах. Летом повышается спрос на бензин. И в этот же момент, как только начинается автомобильный сезон, начинается ремонт на НПЗ. Плюс сельхозтехника оттягивает на себя существенную долю топлива. Дизель отчасти оттягивается на СВО. Поэтому здесь скорее вопрос синхронизации работы НПЗ. Но если дизеля у нас достаточно, то с бензином ситуация сложнее. Сейчас, если выпадает хотя бы 1-2% от объема производства, то придется подтягивать топливо из других регионов. Получается, логистика станет сложнее. Но это скорее проблема самих компаний.