По словам Сергея Колунова, сегодня российские лифтовые заводы полностью отвечают современным требованиям и целиком закрывают потребность отечественного рынка.
- Многие наши заводы уже освоили и готовятся к массовому производству лифтов со скоростью 2,5 метра в секунду, а в планах на ближайшие годы – выпуск лифтов и со скоростью 4 метра в секунду. С начала 2023 года производство подъемного оборудования в России выросло на 10%, и это подтверждает, что мощностей отечественных заводов хватит, чтобы закрыть потребность как коммерческой недвижимости, так и фонда капремонта.
- А какие трудности существует в этой отрасли?
- Каждый четвертый лифт в нашей стране подлежит замене. Из 540 тысяч лифтов, работающих в России, 124 тысячи (то есть сроком эксплуатации более 25 лет) подлежат замене до 15 февраля 2025 года. Темпы замены явно недостаточны – около 15 тысяч единиц в год – и угрожают неисполнением обязательств. В такой ситуации необходимо поддержать региональные фонды капитального ремонта и отечественные заводы-изготовители. Мы уже работаем над этим. В чем трудности? Например, сейчас готовые изделия, ввозимые на территорию РФ из-за рубежа, или не облагаются пошлиной, или облагаются пошлиной в 5%, тогда как пошлина на комплектующие для лифтов составляет порядка 10-15%. То есть российским заводам выгоднее покупать готовую лебёдку в Китае, чем производить свою. И даже при том, что СЛЗ (Серпуховский лифтостроительный завод) заменил 12 из 14 компонентов лебедки отечественными составляющими, ее производство до сих пор обходится дороже покупки из-за рубежа.
Как подчеркнул депутат, для того чтобы снизить зависимость наших производителей от импорта, необходимо решить вопрос с таможенными пошлинами на комплектующие и готовые изделия, а также ввести дополнительные меры господдержки для производителей уникальной продукции.
Между тем 24 января зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева заявила, что заменить все лифты со сроком эксплуатации свыше 25 лет к февралю 2025 года нереально. «Очевидно, что мы эти требования не выполним, – признала она. – Единственный способ замены лифтов – это их включение в капитальный ремонт. Но в краткосрочных программах как минимум 40 тысяч лифтов не включено. Скорее всего, решение будет принято о продлении этого срока, но лифты моложе не станут. Их просто будет выводить из эксплуатации Ростехнадзор. Думаю, что все больше домов у нас в ближайшее время будут оставаться без лифтов». При этом она отметила: «У нас избыточные мощности, они могли бы производить на 30% больше, чем сейчас, просто сбыта нет. А сбыта нет, потому что низкие взносы на капитальный ремонт в регионах».
Лидер общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков в свою очередь подтвердил, что проблема с лифтами в том, что объем средств, собираемых на капремонт, катастрофически мал, и за их счет невозможно произвести замену. По его словам, такая проблема сложилась «во многом благодаря бездумному расходованию денежных средств, поступающих в виде целевых взносов от граждан на капремонт своих многоквартирных домов». Вместо капитального ремонта лифтов и другой сложной инженерии региональные операторы фондов капремонта занялись массовой покраской подъездов и фасадов домов, оставляя разваливающуюся инженерную инфраструктуру на потом.
Он считает, что в сложившейся ситуации власти «для начала начнут массового продлять сроки эксплуатации лифтов, исходя из их технического состояния, а потом, как это уже стало привычным, вместо решения проблемы, на которую нет средств в бюджете, ее решение возложат на плечи граждан».
Другими словами, нынешняя ситуация в отрасли означает, что ЧП с лифтами будут происходить все чаще. Вот лишь один пример: 17 января в Екатеринбурге в девятиэтажном доме жильцы сообщили о падении лифта с высоты 7-го этажа вместе с находившейся в нем женщиной. Позже появились официальные уточнения, что «в реальности лифт застрял между 8-м и 7-м этажами, «сел на клинья». От резкой остановки кабины у пострадавшей имеются подозрения на травмы». Было возбуждено уголовное дело по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».
Но вот сотрудник компании по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования в Москве и МО успокоил, что разбиться на лифте в принципе невозможно.
– Мы сталкиваемся с такой проблемой: пользователи не понимают, что лифт – это сложное оборудование и что оно не может не ломаться, – поделился он с «МК». – Причем, если раньше при застревании лифта люди звонили диспетчеру и электромеханик освобождал пассажиров, то сейчас они звонят в МЧС и кричат: «Мы сорвались, лифт упал!». Люди не знают устройства лифтов и не понимают, что кабины не падают, а могут лишь застрять, а это означает, что во время поездки либо сработало устройство безопасности, либо произошел сбой, вызванный множеством причин, в том числе неполадкой в электропитании. Но люди начинают паниковать, а нам всех приходится успокаивать, что «лифтопада» быть не может.
На лифте как минимум три каната, один выдерживает минимум 16 тонн. Если хоть один канат оборвется, сработает цепь безопасности, и лифт остановится. То есть сработает «выключатель слабины подвесных канатов» для остановки лифта. Но такие случаи тоже очень редки. И с пассажирами ничего не случится, они просто застрянут в лифте. Сложно представить себе, что должно произойти, чтобы оборвались все канаты. Разве что диверсия, как в американских фильмах. Даже если все оборвутся, то сработают ловители. Это устройство безопасности, которое обычно установлено под кабиной и предназначено для остановки и удержания ее в случае, если лифт превышает номинальную скорость.
– Но если лифт «сядет на клинья», как в Екатеринбурге, то можно получить травму?
– Да, может быть травма, но не очень серьезная, и вряд ли после такой травмы человека госпитализируют. Это резкая остановка лифта, вот и все.
Лифтовик отметил еще одну проблему. Нехватка специалистов. «Многие уехали, людей не найти, наша компания постоянно ищет сотрудников. Очень мало, кто идет в эту сферу. Огромная ответственность, и при этом мало платят».