Европа в очередной раз испугалась нового грозного российского «оружия», так некоторые западные политики окрестили активный экспорт зерновых Россией. Мол, раньше наша страна воздействовала на мир своим сырьем — нефтью и газом, а теперь — после введения санкций на поставки топлива — диктует свою волю с помощью зерна.
Дело доходит до того, что из недружественных столиц раздаются призывы вообще запретить транзит и вывоз зерновых из России. В общем, в Евросоюзе паника из-за успехов российских крестьян, того и гляди выдавят западных фермеров с мировых рынков.
Да, здесь нашим аграриям честь и хвала, они, можно сказать, без всякого боя закрепили свои позиции на мировом рынке, не взирая ни на какие санкции. В минувшем году собрали около 147 миллионов тонн зерновых. А в период с 1 июля по 31 декабря продали за рубеж почти 39 миллионов тонн зерновых и зернобобовых - почти на 20% больше, чем составлял прежний экспортный рекорд, поставленный в 2021 году.
Хотя по большому счету мировые зернопроизводящие страны не мечтают о лаврах первенства по экспорту зерновых. Они сеют и жнут ровно столько, чтобы им хватило для собственного пропитания, ну и оставляют какие-то объемы для экспорта своих излишков. Доходы развитые страны мира получают не от продажи пшеницы, а от реализации своих автомобилей, самолетов или IT-технологий, В конце концов, от развития собственной туристической отрасли, когда в каждой деревушке есть совершенно разные по классу отели для путешественников. Заходи – и живи…
Россия не может похвастаться таким сервисом. Поэтому пока у нас получается так, что локомотив экономики - село и его аграрная продукция.
Но некоторые общественные деятели уже призывают нас не расслабляться и не считать себя великой зерновой державой. Мы - лидеры по экспорту, но не по производству зерна в мире. И нам ли не знать, что может произойти, если, увлекшись экспортом рекордных урожаев, потеряем контроль над собственным рынком?
В истории страны такое уже бывало. И цены росли каждый день, и полки в магазинах были пустыми. Аграрные аналитики вспоминают, что во времена «позднего СССР», когда экономика страны разваливалась на глазах, советский Минсельхоз засекретил все данные по прогнозам и использованию урожая в стране.
Может это и анекдот, но якобы на одной из пресс-конференций министр сельского хозяйства СССР впрямую сослался на данные Минсельхоза США. Что в Советском Союзе, дескать, ожидается урожай зерновых в 200 миллионов тонн.
Сейчас другая история: сельское хозяйство России на подъеме. А по словам аграриев введены запреты на публикации данных по экспорту, не публикуется баланс зерна...
Ясно одно: продаем мы, в основном, сырье – зерновые, а не конечные продукты их переработки: муку или макароны с вермишелью. Теряем на этом прибавочную стоимость и валютную прибыль.
Спрашиваем у доктора экономических наук, главного научного сотрудника Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василия Узуна: есть ли такой риск – безоглядно продать свой хлеб? И дотягиваем ли мы до уровня мировых стандартов в переработке зерновых?
- Доля выручки от экспорта переработанного зерна в общей выручке от экспорта зерна и зернопродукции в 2021 году в России составляла 13%, - говорит он. - Тогда как в Канаде и Франции эта цифра составляет более 40%, в Китае -75%, в Турции и Италии - 90%.
- Увлекшись экспортом, не останемся ли мы без своего зерна?
- Такой опасности не существует, можно не беспокоиться. Хватит, и еще останется! Однако анализ процессов, происходящих в 2023 году показывает, что, продавая зерно и корма, наши аграрии не смогли обеспечить собственные потребности в производстве мяса птицы и яиц. Это результат политики увеличения экспорта зерновых и кормов вместо их использования в производстве животноводческой продукции. И, соответственно, экспорта мясных товаров.
- А есть какие-нибудь цифры?
- Сравнение экспортной выручки от реализации мяса и зерна в разных странах показывает, что соотношение этих двух показателей наименьшее в России. Хотя нужно признать, что в последние годы оно и растет. Так, в 2021 году мясной экспорт составлял 13% зерновой выручки. Для нашей страны это недостаточно. В других зернопроизводящих странах выручка от экспорта мяса и мясопродуктов превышает показатели от экспорта зерна. Например, в Бразилии – в 3,8 раза, в странах Евросоюза в 1,7 раза. К этому надо и нам стремиться.