– Юрий Николаевич, а что, собственно, такого произошло в Красном море, что заставило весь мир уже несколько недель только об этом и говорить? Ну, постреливают разные террористы по коммерческим судам, иные пираты даже пытаются их захватить, как, например, было у берегов Сомали или, скажем, в каком-нибудь Малаккском проливе. Но вселенскую трагедию из этого никто никогда не делал. В места эксцессов тут же направлялись ближайшие военные корабли любой национальной принадлежности и наводили там порядок в соответствии с международным морским правом. А здесь что не так?
– Здесь – все не так. Хуситы не просто атаковали где-то какие-то суда, а нанесли удар по чувствительному, жизненно важному для многих стран коммерческому трафику в Красном море и стали еще одной стороной военного конфликта на Ближнем Востоке. Они конкретно «вписались» за ХАМАС против Израиля – ну, как смогли. А с учетом того, что война там разгорается нешуточная и вот-вот перерастет в большую региональную, это – серьезно.
– Насколько серьезно? Да, сводки из Йемена о идущей там гражданской войне с участием хуситов поступают давно и регулярно. Но до сих пор это казалось очень локальным событием, не оказывающем особого влияния на остальной регион. Сейчас-то что произошло? Почему именно хуситы создали такой переполох?
– На этот вопрос попытался ответить Кристиан Эдвардс в недавней статье на сайте CNN: «Движение хуситов, также известное как "Ансараллах" ("Сторонники Бога"), является одной из сторон гражданской войны в Йемене, бушующей уже почти десятилетие. Оно возникло в 1990-х годах, когда его лидер Хусейн аль-Хуси основал «Верующую молодежь» — движение религиозного возрождения многовековой ветви шиитского ислама, называемой заидизмом».
Заидиты, как рассказывает Эдвардс, на протяжении веков правили Йеменом, но были маргинализированы при суннитском режиме, пришедшем к власти после гражданской войны 1962 года. Движение аль-Хуси было основано для того, чтобы представлять заидитов и противостоять радикальному суннизму, особенно идеям ваххабитов из Саудовской Аравии. Его ближайшие последователи и стали известны как хуситы.
Гражданская война в Йемене началась еще в 2014 году – силы хуситов штурмовали столицу Сану и свергли поддерживаемое Саудовской Аравией правительство. Конфликт перерос в более широкую войну в 2015 году, когда возглавляемая Саудовской Аравией коалиция вмешалась в попытку дать отпор хуситам. Восемь лет спустя коалиция не смогла вытеснить хуситов, которые по-прежнему контролируют большую часть Йемена. Соглашение о прекращении огня было, наконец, подписано в 2022 году, но срок его действия истек всего через шесть месяцев. Однако воюющие стороны так и не вернулись к полномасштабному конфликту. «После прекращения огня, – напоминает Эдвардс, – хуситы укрепили свой контроль над большей частью северного Йемена. Они также стремились к соглашению с саудовцами, которое положило бы конец войне и укрепило бы их роль правителей страны».
– Хуситы как-то улучшили жизнь в Йемене?
– Вряд ли. Как пишет тот же Кристиан Эдвардс, «война спровоцировала один из худших гуманитарных кризисов в мире, в результате чего погибли сотни тысяч человек, а в некоторых частях страны начался голод».
Семнадцать миллионов человек в Йемене в настоящее время испытывают нехватку продовольствия, сообщает Всемирная продовольственная программа, предупреждая, что гуманитарная ситуация и нехватка продовольствия и других жизненно важных материалов «могут приблизить миллионы людей к голоду и смерти». Конфликт также нанес ущерб инфраструктуре страны, усугубил экономический коллапс и привел к массовому перемещению населения.
По данным ООН, сегодня более 24 миллионов человек – а это более 80% населения – нуждаются в гуманитарной помощи и защите. Около 3 миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома, сотни тысяч потеряли работу, и более половины населения сейчас живет в крайней нищете.
Согласно отчету Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) за 2021 год, в результате конфликта погибло около 377 000 человек, более половины из которых умерли от косвенных причин, связанных с конфликтом, таких как нехватка еды, воды и здравоохранения.
По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН), удовлетворяется только 38,9% потребностей Йемена в гуманитарном финансировании, а дефицит финансирования в размере 2,7 миллиарда долларов по-прежнему остро необходим.
– За счет чего же они держатся?
– Хуситов поддерживает Иран, который начал увеличивать им свою помощь в 2014 году по мере эскалации гражданской войны и усиления соперничества с Эр-Риядом. Если верить отчету Центра стратегических и международных исследований за 2021 год, Тегеран предоставил хуситским боевикам оружие и технологии, среди прочего, морские мины, баллистические и крылатые ракеты, а также беспилотники.
– В чем причина столь щедрой помощи?
– Хуситы составляют часть иранской так называемой «Оси сопротивления». Наряду с ХАМАС в Газе и «Хезболлой» в Ливане, хуситы являются одним из трех известных поддерживаемых Ираном движений, которые в последнее время начали нападения на Израиль.
Неудивительно, что Тегеран 12 января осудил удары США и Великобритании по хуситам, назвав это нарушением международного права и попыткой отвлечь внимание от войны в секторе Газа.
– Хуситы действительно представляют собой сколь-либо серьезную военную силу?
– Представляют. Американские военные специалисты отслеживают постоянные улучшения характеристик ракет хуситов собственного изготовления - дальности, точности и мощности. Первоначально их оружие в основном собиралось из иранских компонентов, которые контрабандой ввозились в Йемен по частям - об этом сообщил CNN источник из американской разведки.
Но, как рассказал этот источник, инженеры хуситов внесли «прогрессивные» изменения, которые привели к большим общим улучшениям. В итоге хуситы применили баллистические ракеты средней дальности против Израиля, выпустив залп снарядов по Эйлату в начале декабря 2023 года. Правда, как утверждает Израиль, эти ракеты он перехватил.
Опять же, хуситы использовали дроны и противокорабельные ракеты для нападения на коммерческие суда в Красном море. Как утверждают западные аналитики, это побудило военный корабль США «Карни» в Красном море отреагировать на сигналы бедствия.
– А оно хуситам это надо? Что, своих забот мало при таком бедственном положении страны? Зачем они ввязались в чужую и относительно далекую – свыше двух тысяч километров от Йемена – войну?
– Ну, во-первых, любая война с «неверными» для них - своя. Ведь они все-таки «Сторонники Бога». И, во-вторых, их об этом, мягко говоря, «попросил» основной спонсор и куратор - Иран.
– В чем смысл их участия? Ведь, учитывая их технологии и географию, они лишены возможностей ХАМАС и «Хезболлы» нанести Израилю ощутимый ущерб. А вот подставиться под ответные удары – запросто. Что и доказали атаки США и Великобритании.
– Тем не менее хуситы могут – и смогли – причинить, так сказать, боль Израилю и его союзникам. Мировая экономика получила ряд чувствительных напоминаний о важности этого узкого участка моря, который тянется от Баб-эль-Мандебского пролива у побережья Йемена до Суэцкого канала на севере Египта. Через этот участок проходят 12% глобальных торговых потоков, включая 30% мирового контейнерного трафика.
Вот лишь один эпизод: в 2021 году судно под названием Ever Give село на мель в Суэцком канале, заблокировав жизненно важную торговую артерию примерно на неделю. И то этот инцидент задержал проход грузов на сумму до 10 миллиардов долларов каждый день и вызвал сбои в глобальных цепочках поставок, которые продолжались гораздо дольше. Заметьте, это была не преднамеренная акция, а всего лишь «неизбежная на море случайность». А вот теперь пошли вполне целенаправленные нападения.
– Каковы могут быть последствия?
– У западных экспертов есть опасения, что атаки дронов и ракет хуситов на торговые суда, которые происходят почти ежедневно с 9 декабря 2023 года, могут вызвать еще больший шок для мировой экономики. Четыре из пяти крупнейших мировых судоходных компаний наряду с нефтяными гигантами, такими как «BP», приостановили перевозки через Красное море из-за опасений нападений хуситов – действий, которые привели к росту цен на нефть и газ.
Атаки могут заставить корабли пройти гораздо более длинный маршрут вокруг Африки и привести к резкому увеличению расходов на страхование. Компании могли бы переложить на потребителей возросшие затраты на транспортировку своих товаров, снова подняв цены в то время, когда правительства во всем мире изо всех сил пытаются обуздать постпандемическую инфляцию.
Удары хуситов могут быть направлены на то, чтобы причинить экономический ущерб союзникам Израиля в надежде, что те окажут на него давление, чтобы тот прекратил уничтожение Газы.
Защита палестинского дела также может служить попыткой добиться легитимности внутри страны и в регионе, поскольку они стремятся контролировать северный Йемен. Это также может дать им преимущество над их арабскими противниками, Саудовской Аравией и ОАЭ, которых они обвиняют в том, что они являются «лакеями» США и Израиля.
– Но ведь они не могут не понимать, что обозлят против себя другие страны, прежде всего те, чьи суда они атакуют. И эти страны намного могущественнее Йемена. На что хуситы рассчитывают?
– Не факт, что они вообще на что-то рассчитывают, кроме как на волю Аллаха. Если кто и делает какие-либо ставки на атаки хуситов, так это Иран. Но страны, чьи суда проходят через Красное море, таки да – вынуждены реагировать.
США и их союзники – более 20 государств - разместили военно-морские силы в Красном море в рамках операции «Страж процветания». В свою очередь, Совбез ООН одобрил резолюцию, призывающую хуситов «прекратить свои наглые» нападения в Красном море. Голосовали 11 представителей за, 0 против и четыре воздержались, включая Россию и Китай.
Однако США и Великобритания все же нанесли 12 января удары по объектам хуситов в Йемене. Президент США Джо Байден заявил, что приказал нанести удары «в ответ на беспрецедентные нападения хуситов на международные морские суда в Красном море».
– И как, уняли хуситов?
– Нет, конечно, что и ожидалось. Представитель хуситов пообещал, что их бойцы «продолжат препятствовать навигации израильских кораблей в портах оккупированной Палестины в Аравийском и Красном морях». Что любопытно, хуситы намекают, что азиатские суда могут проходить через Красное море беспрепятственно.
Мохаммед аль-Бухаити, представитель хуситов, заявил еще в декабре 2023 года «Аль-Джазире», что группировка будет противостоять любой возглавляемой США коалиции в Красном море. Нападения в январе сигнализируют о том, что конфронтация на водном пути будет продолжаться в течение всего этого года.
– Как атаки хуситов влияют на мировую экономику?
– Какого-либо резкого обрушения пока не произошло, но появились весьма тревожные симптомы. Об этом пишут Дэвид Дж. Линч и Эван Халпер в статье в The Washington Post «Атаки хуситов начинают менять судоходные потоки»: «Как только глобальные цепочки поставок наконец вернулись в нормальное русло, группа повстанцев в Йемене начала атаковать контейнеровозы и нефтяные танкеры, проходящие через Красное море.
Продолжающиеся нападения хуситов привели к увеличению стоимости морских перевозок по всему миру, заставили грузовых перевозчиков или их клиентов выбирать более длинные альтернативные маршруты из Азии в Европу и Соединенные Штаты и вызвали тревогу по поводу экономических издержек более широкого конфликта.
По данным Moody's, почти пятая часть грузов США прибывает в порты Восточного побережья после транзита через Красное море и Суэцкий канал. Солнечные батареи, аккумуляторы для электромобилей, игрушки и пылесосы — среди товаров, которые можно купить в этой поездке. Но на данный момент экономисты не ожидают серьезного воздействия на цены, которые платят потребители в США — если только насилие не усилится.
В условиях неопределенности относительно того, как долго продлятся атаки, производители и ритейлеры уже ощущают экономические последствия. Автопроизводители Tesla и Volvo заявили в последние дни, что приостановят работу заводов в Германии из-за нехватки запчастей, связанной с перебоями в работе. Британская нефтяная компания Shell прекратила все свои поставки через Красное море, сообщила 16 января Wall Street Journal».
– То есть удары США и Великобритании только усугубили положение?
– О чем и речь. Ларс Йенсен, исполнительный директор Vespucci Maritime в Копенгагене, признал: «Ситуация становится хуже, а не лучше. Это показывает, что военное вмешательство не сделало ничего для облегчения ситуации».
Действительно, обостряющийся конфликт на Ближнем Востоке угрожает повседневной торговле. Так, еще один грузовой корабль подвергся нападению в Красном море 16 января, в то время как вторая крупная нефтяная компания начала отводить свои танкеры от этого водного пути. Греческий сухогруз «Зография» был поражен ракетой через день после того, как принадлежащее США судно Gibraltar Eagle пострадало в результате аналогичного удара. Согласно отчету Морской торговли Соединенного Королевства, опять же 16 января, четыре небольших катера подошли на расстояние 400 метров к судну в Красном море к северу от Эритреи, но были отогнаны огнем из стрелкового оружия.
Атаки начинают распространяться за пределы Красного моря в Аденский залив, который ведет к Аравийскому морю и Индийскому океану. Это угрожает морскому подходу к Джибути, торговым воротам для 120-миллионного населения Эфиопии, и усложняет задачу, стоящую перед военными планировщиками США и их союзников.
Весьма резко высказался Ами Дэниел, генеральный директор Windward, морской разведывательной компании, базирующейся в Лондоне. По его словам, через три месяца после начала войны в секторе Газа морская опасная зона простирается на сотни миль от своего первоначального местоположения в Красном море. А военно-морские силы, защищающие мировую торговлю, сейчас опасно истощены.
Он ожидает, что Суэцкий канал, через который проходит от 10 до 15 процентов мировой торговли нефтью, в результате будет фактически закрыт для международного судоходства. Отправка корабля через Суэцкий канал теперь будет стоить от 3 до 5 миллионов долларов, включая более высокие страховые сборы, оплату за безопасность и оплату опасности для экипажа. Он напомнил, что обход мыса Доброй Надежды на юге Африки добавляет семь-девять дней к путешествию из Азии и может стоить всего 2 миллиона долларов для корабля того же типа. В общем, резюмирует Ами Даниэл, нападение на «Гибралтарский орел» «сделало Суэцкий канал неактуальным».
Западные аналитики считают, что если нападения в Красном море продолжатся, многие грузоотправители Восточного побережья США могут предпочесть ввозить свои товары через порты Западного побережья.
– Какие уже сейчас проявились последствия эскалации в Красном море?
– Повторюсь, катастрофы пока нет, но все же…
Так, еще в декабре 2023 года компания «BP» заявила, что приостановит перевозки нефти танкерами по спорному водному пути. Генеральный директор Shell Бернард Ваэль, выступая 16 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе, тоже подтвердил, что его компания приостановила поставки по Красному морю. Но нефтяные рынки восприняли эту новость спокойно.
Согласно индексу Freightos, с момента начала боевых действий на Ближнем Востоке стоимость доставки стандартного контейнера из Китая в Европу выросла с менее чем 1000 долларов до более чем 4700 долларов. Это значительный рост, но он не достигает пика эпохи пандемии, составлявшего около 15 000 долларов два года назад. Стоимость доставки больше не выросла, поскольку в отрасли имеется достаточно свободных мощностей.
В ответ на проблемы в цепочке поставок во время пандемии грузовые перевозчики, такие как Maersk и Hapag-Lloyd, заказали десятки новых контейнеровозов. Эти дополнительные мощности позволяют отрасли справиться и с нынешними потрясениями за счет перевода судов на более длинные морские маршруты вокруг мыса Доброй Надежды.
Хотя растущие тарифы на перевозку являются плохой новостью для компаний, перевозящих товары из Азии в Европу или Соединенные Штаты, они являются хорошей новостью для грузовых перевозчиков, которые ощущают финансовые трудности из-за больших инвестиционных расходов на фоне вялого спроса.
Прибыль Maersk в последнем квартале упала до $521 млн с $8,9 млрд за тот же период годом ранее. Квартальная выручка упала почти вдвое. Maersk заявила, что в 2023 году сократила свою рабочую силу на 7000 человек и запланировала еще 3500 сокращений в этом году.
На данный момент считается, что боевые действия в Красном море вряд ли окажут немедленное влияние на экономику США. Но более высокие затраты на доставку, вероятно, отразятся на более высоких ценах, особенно в Европе.
Грегори Дако, главный экономист EY Parthenon, надеется, что нынешняя ситуация вряд ли приведет к увеличению годового уровня инфляции в США, составляющего 3,4 процента, более чем на 0,1 процентного пункта: «Потребуется либо продолжительная, либо обостряющаяся ситуация, чтобы сбои заметно переросли в инфляцию».
По мнению Фила Леви, главного экономиста Flexport, поставщика логистических услуг, компании, которые сокращают раздутые запасы, могут изменить курс и начать заказывать больше товаров, чтобы защитить себя от перебоев в поставках. Такой сдвиг может затруднить победу Федеральной резервной системы над инфляцией. При других обстоятельствах решение крупных нефтяных компаний, таких как Shell, о прекращении судоходства через Красное море могло бы иметь серьезные последствия. Но спрос на энергию и ее предложение пока достаточны. Но это – пока.
Как справедливо тревожатся западные эксперты, если атаки хуситов будут продолжаться «бесконечно», они могут в конечном итоге привести к росту цен на нефть и газ и, как следствие, к обвалу мировой экономики.
Может, так и задумано?