Наш энергопереход прежде всего связан с радикальным разворотом в экспортной географии. В конце прошлого года и в начале уходящего Россия, как известно, надолго, если не навсегда, была лишена премиальных нефтяного и газового европейских рынков. Напомним, что еще в начале 2022 года эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов ввели США, Канада и Великобритания. 5 декабря прошлого года эмбарго на сырую нефть, поставляемую из России морем, объявил Евросоюз. 5 февраля этого года такую же санкцию ЕС применил против нефтепродуктов. Правда, Еврокомиссия разрешила Болгарии до конца 2024 года принимать небольшие объемы российской нефти морем. Но 18 декабря болгарский парламент решил перекрыть полностью эти поставки уже с 1 марта 2024 года. Кроме того, экспорт российской нефти продолжается по южной ветке трубопровода «Дружба» (250 тыс. баррелей в сутки).
Помимо морского эмбарго в рамках всей «Большой семерки» (плюс Австралия и Норвегия) 5 декабря 2022 года и 5 февраля 2023 года были выстроены ценовые потолки на нефть ($60 за баррель) и нефтепродукты ($100 за «бочку» дизеля и бензина, $45 — мазута). Кстати, изначально министр финансов США Джаннет Йеллен, обосновывая проект потолка цен на российские углеводороды, предлагала им и ограничиться. Суть этой идеи — сохранить объемы поставок на мировой рынок российской нефти, чтобы не привести к дефициту предложения. Но существенно сократить при этом доходы российского бюджета. Для чего транспортные и страховые компании и банки не только стран G7, но и фактически всего мира обязаны резко поднять стоимость своих услуг.
Но правительства стран коллективного Запада решили применить и эмбарго, и ценовые потолки. Более того, контроль за реализацией этих рестрикций постоянно усиливается. В дело уже пошли вторичные санкции против владельцев танкеров, в том числе зарегистрированных в странах Глобального юга.
Ряд отечественных экспертов вначале отнеслись к западным нефтяным санкциям не слишком серьезно. Какие-то основания для этого были. Российский ТЭК разорвать в клочья, конечно, невозможно. Но удар по нему все-таки был нанесен серьезный. Он особенно был ощутим в первом квартале этого года и в конечном итоге привел к потере большой части европейских потребителей российских энергоносителей. И, соответственно, к обрушению доходности нашего экспорта. Так, в июне 2023 года нефтегазовые экспортные доходы России составили лишь немногим более $11 млрд — на треть меньше, чем годом ранее.
Дело в том, что до 2022 года более половины российского нефтяного экспорта направлялось в ЕС. Сырой нефти на европейский рынок в 2021 году было поставлено более 120 млн тонн (2,4 млн баррелей в сутки). Дизеля — более 1 млн б/с.
«Газпром» качал по трубам в ЕС до 140 млрд кубических метров ежегодно (до 70% от общего экспорта). Евросоюз, уточним, не вводил прямых санкций против «Газпрома». Но это, во-первых, в индивидуальном порядке 26 апреля 2022 года сделала Польша. В результате газопровод «Ямал–Европа» (мощность 33 млрд кубов в год) был окончательно остановлен. В Германии была фактически реквизирована собственность «Газпрома». Во-вторых, 26 сентября 2022 года были взорваны три из четырех веток трубопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Итого экспорт газа в ЕС за один 2022 год упал в 7–8 раз.
К тому же угольное эмбарго было введено еще в августе прошлого года. И только поставки СПГ на европейский рынок продолжают расти. Впрочем, и против него могут в обозримом будущем ввести ограничения.
Падение общей доходности ТЭК не могло не привести и к недобору бюджетных поступлений. Тем более что это произошло на фоне существенного падения нефтяных цен. Весной этого года Brent снижался до $71 за баррель. Ситуация ухудшалась и по причине роста в начале года ценового дисконта между Brent и Urals моментами до $35 за баррель.
В результате за первые девять месяцев текущего года, по подсчетам Счетной палаты РФ, доля нефтегазовых доходов федерального бюджета упала до минимума за 16 лет и составила 28,3% всех поступлений. По итогам трех кварталов 2023 года доля нефтегазовых доходов федерального бюджета упала до минимума за 16 лет и составила чуть более 28% всех поступлений, сократившись на 15 п.п. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Упала на 2% по сравнению с 2022 годом и доля нефтегаза в ВВП — до 16%. Среди причин, перечисленных Счетной палатой, — не только снижение мировых цен на нефть, санкции, но и налоговый маневр, согласно которому к 2025 году будут обнулены экспортные пошлины.
Таким образом, еще в III квартале ситуация в ТЭК не внушала устойчивого оптимизма. Хотя ожидалось, что бюджетный план в 8 трлн руб. нефтегазовых доходов-2023 будет реализован. Для сравнения: годом ранее отрасль собрала 11,6 трлн руб.
Однако конъюнктура на мировом нефтяном рынке меняется, особенно в последнее время, чуть ли не ежедневно. С 15 сентября по 14 октября, по оценкам Минфина РФ, средняя стоимость Urals превысила $83 за баррель. При этом Brent котировался в пределах $90–95. Сказались (правда, к сожалению, ненадолго) введенные в рамках ОПЕК+ сокращения добычи. К тому сроку они превышали по сравнению с ноябрем 2022 года 4,2 млн бар./сутки. Приведенные цифры подтверждают вывод Минфина о сокращении дисконта с $35 за баррель до $9,6 к октябрю. Хотя в Международном энергетическом агентстве, опираясь на расчеты Argus, уверяли, что разница в цене между Brent и Urals в то время составляла немногим более $14.
В результате нефтегазовые доходы бюджета в октябре показали рекордные результаты, превысив 2 трлн руб. Их доля в месячном раскладе дошла до 31%. В ноябре показатели уменьшились, в том числе и за счет восстановления с 0,5 до 1 коэффициента топливного демпфера и, соответственно, полных компенсаций нефтяным компаниям.
Тем не менее в этом году бюджет получит нефтегазовые доходы, по предварительным оценкам Минэнерго, в размере 8,9 трлн руб. (30% от всех бюджетных поступлений).
Впрочем, декабрьские тренды на нефтяном рынке вновь внушают опасения. Несмотря на то что в ОПЕК+ 30 ноября сократили добычу еще на 700 тыс. баррелей в сутки, плюс Россия уже в этом месяце приступает к дополнительному сокращению экспорта на 200 тыс. баррелей дизтоплива, цены на нефть марки Brent котируются в коридоре $75–78 за баррель. Есть сообщения, что Urals поставляется по $60. Многие эксперты поэтому полагают, что ужесточение контроля со стороны США за реализацией ценового потолка приносит свои плоды.
Однако в целом российский энергопереход в этом году завершается определенно успешно. Европейские потоки нефти и нефтепродуктов практически полностью переориентированы в Азию, Африку и Латинскую Америку. Так, Китай в последнее время импортирует из России до 2,2 млн баррелей в сутки, Индия — 1,8 млн. Это 80% экспорта сырой нефти. После отмены временных запретов на экспорт бензина и дизеля вновь крупнейшими потребителями российских нефтепродуктов стали Турция и Бразилия.
Изменения в Налоговый кодекс, принятые в ноябре, законодательно закрепляют фиксированный размер дисконта. В 2024 году — $15 с барреля. В 2026-м — $6. Предполагается, что эта мера обеспечит более стабильные бюджетные доходы. При этом возвращается прежняя формула бюджетного правила с ценой отсечения в $60 за баррель Urals.
Укрепляются позиции на мировом рынке альянса ОПЕК+, к которому с 1 января 2024 года присоединяется Бразилия. После этого ОПЕК+ будет контролировать около 50% мировой добычи. А это может способствовать введению дополнительных сокращений добычи в рамках ОПЕК+ в будущем году. Что, несмотря на рост добычи в странах, не входящих в альянс, прежде всего в США, должно удержать ценовой коридор хотя бы в пределах $80–90 за баррель Brent.