Конечно, можно порадоваться тому, что ценовому беспределу на потребительском рынке, с которым наверняка сталкивался каждый покупатель, наступает конец. Но в то же время возникает вопрос: что у нас за экономика такая, если без всяких уважительных причин торговля может менять ценники? Это полностью противоречит как рыночным законам, так и в принципе здравому смыслу. Но если бы таких случаев не было в природе, не было бы и соответствующего законопроекта ФАС.
Директор магазина встал не с той ноги и поднял цены – это как раз про нас. Спекулятивная политика в отношении потребителей встречается не так уж и редко. Вспомним хотя бы резкое и ничем не мотивированное подорожание сахара (на 78 %) и подсолнечного масла (на 38%) в конце 2020 года. Тогда в ситуацию с ценами вынужден был вмешался лично Владимир Путин.
Список товаров, по которому начнется мониторинг, пока неизвестен, его разрабатывают в правительстве. Но нетрудно предположить, что в нем будут, в первую очередь, те самые 25 социально-значимых продуктов, контроль за которыми и так действует в России уже не первый год. Мясо, хлеб, молоко, некоторые виды мороженой рыбы…
Да и сам мониторинг ФАСа уже прошел обкатку в сетевой рознице. С той лишь разницей, что раньше нормы контроля за торговлей были более мягкими. Ранее «под колпак» ФАС попадало 30-процентное подорожание в течении 90 дней, теперь регулятор предлагает сократить этот срок на целый месяц. При выявлении нарушения антимонопольщики направят письмо компании-нарушителю. А если она его проигнорирует и не понизит цены, то оштрафует на сумму в 0,03 % от выручки реализованного товара. Но не менее, чем на 50 тысяч рублей.
Конечно, у покупателей возникают сомнения – станет ли такой мониторинг надежным защитником от необоснованного роста цен? Где ФАС найдет нужное количество проверяющих, чтобы они отслеживали динамику роста по каждому продукту? А что будет, если цены скаканут, скажем, на 29% за 61 день? Это ведь тоже существенное подорожание. Но получается, что с монополиста взятки будут гладки, никакой ответственности он не понесет.
Впрочем, некоторые эксперты предлагают россиянам не заморачиваться лишними вопросами. По их мнению, над производителями висит Дамоклов меч пострашнее, чем штрафы от ФАСа. Это предстоящие 17 марта 2024 года выборы президента страны. Вряд ли кто рискнет резко взвинчивать цены (да еще и экономически необоснованные) до этого срока.
О перспективах борьбы ФАС с ростом цен мы спросили председателя Союза потребителей России Петра Шелища.
- Вообще-то, у нас уже есть закон о государственном регулировании торговой деятельности, и такая норма там прописана, - сообщил он. - Если цены резко растут в течение определенного времени, у регионов есть право их ограничивать. Но, с моей точки зрения, отслеживанием ситуации должна заниматься не антимонопольная служба, а Росстат. Это его прерогатива.
- Но ведь может только считать и не имеет право наказывать монополиста рублем?
- Речь не о штрафах, а о том, что у регионов есть право останавливать цены. Подчеркну: не обязанность, а право. Полагаю, что ФАС побуждает субъекты Федерации этим правом пользоваться. Хотя, по данным Росстата, я не видел прецедентов, чтобы цены в последнее время резко росли.
- Но такой механизм обуздания цен где-то уже проявил себя на деле?
- Пока его нигде не включали. Здесь есть свои тонкости. Когда нам объясняют, что такое рынок, то, как правило, вспоминают Адама Смита и его «невидимую руку».
- Как она себя проявляет?
- Капиталы вкладываются в те производства, которые дают прибыль. Деньги идут в расширение выпуска продукции, которая станет приносить больший доход.
Простой пример. При высоком спросе населения куриные яйца оказались в дефиците. По разным причинам. Если не поднять на них цену, полки окажутся пустыми.
Если изменение спроса и предложения считать, как в советское время, спекуляцией, то мы попросту подорвем наш рынок.