Она, напомним, предполагает софинансирование от государства в течение трех лет – если человек не будет изымать средства со счета 15 лет. По словам чиновников, проект позволит привлечь 300 млрд рублей, а граждане (глава Минфина Силуанов рассчитывает на 2 млн потенциальных участников) получат дополнительный доход в будущем. Участие - добровольное, допускается заключение договоров с разными негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Сбережения будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами, но на вдвое большую сумму – 2,8 млн рублей.
Разрыв между ожидаемым и реальным размером пенсий в России всегда был огромным и сегодня остается таковым. В частности, из-за низкой индексации и широкой распространенных серых схем оплаты труда («зарплат в конверте»). Между тем, согласно конвенции Международной организации труда (МОТ), рекомендованный коэффициент замещения пенсией утраченного заработка должен быть не меньше 40%. В ряде стран он достигает 75%, а в России не добирается и до 27%.
Программа долгосрочных сбережений могла бы изменить ситуацию – но, как полагают независимые эксперты, лишь в теории, в реальности же этого не получится. Хотя бы потому, что в нынешней ситуации высокой политической и экономической неопределенности, мало кому придет в голову начать откладывать на старость минимум процентов двадцать от зарплаты в относительно молодом возрасте, - причем делать это регулярно, не обращая внимания на опасения по-поводу того, что деньги за десятилетия могут либо пропасть, либо обесцениться. Не говоря уже о том, что нужно иметь стабильный и высокий по отечественным меркам доход, чем может похвастаться далеко не каждый.
«Накопительная пенсионная система, предполагающая участие НПФ, подразумевает определенную, довольно жесткую модель потребительского поведения, - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – Чтобы иметь хороший доход в старости, надо начинать копить хотя бы с 30 лет. При этом нужны механизмы защиты от инфляции, которых в стране нет. Многие люди прекрасно помнят, что происходило с деньгами в начале 1990-х, и какую в итоге накопленную инфляцию они получили к сегодняшнему дню. Соответственно, программа долгосрочных сбережений мало кого привлечет. Разве что ради налоговых вычетов и софинансирования со стороны государства. Механизм которого, что важно, работает лишь первые три года».
А 2 миллиона потенциальных участников — это, во-первых, лишь прогнозная цифра, во-вторых, сущая мелочь на фоне 72 млн работающих россиян. Идея реализуема только в одном случае - если государство предложит населению какие-то формы защиты от инфляции. По словам Зубца, это может быть, например, эквивалент рублей в золоте, в нефти или в ценных бумагах, доходность которых зависит от роста цен. Но пока о создании подобных инструментов ничего не слышно.