К проведению операций на внутреннем рынке, связанным с пополнением и тратами валютных средств ФНБ, регулятор собирается приступить с 1 января. Сделки по покупке и продаже, сообщает ЦБ, будут происходить в размере дополнительных или выпадающих нефтегазовых доходов «в рамках бюджетного правила», а их дневной объем будет указан в ежемесячных отчетах, публикуемых Минфином «в установленном порядке».
Решение об отказе от торговли валютой (речь, прежде всего, шла о юанях), которая проводилась в рамках бюджетного правила, Банк России принял в начале августа. Изначально это условие работало по следующему принципу: финансовые институты нашей страны старались накопить сверхдоходы от экспорта энергоресурсов на «черный день» и заранее определяли прогнозный уровень цен на сырье. Если котировки зарубежных поставок превышали установленную отметку, то дополнительные доходы от продаж поступали в ФНБ и формировали государственные накопления, которые призваны в будущем защитить бюджет от колебаний цен на углеводороды.
В этом году правило было несколько трансформировано. Согласно предложенной модели, в ФНБ должна была поступать вся экспортная выручка, полученная сверх базовой величины нефтегазовых доходов, определенных на уровне 8 трлн рублей в год. Причем, торговые операции (как покупки, так и продажи) должны были осуществляться в китайских денежных единицах. В 2024 году бюджетное правило вернется к старой версии — предельная цена отсечения, позволяющая использовать зарезервированные средства, повыситься с $44,2 до $60 за баррель Urals. Поступления от превышения этих котировок и станут отправляться на скупку валюты внутри страны, тогда как в случае падения сырьевых цен предусмотрена продажа валюты из ФНБ.
«Летнее решение ЦБ в определенной степени помогло укреплению рубля, так как ограничило предложение валюты на рынке», — отмечает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. Российские ассигнации росли в цене на протяжении семи недель подряд (с середины октября доллар подешевел со 101-го до 88 рублей). Впрочем, такая динамика была обусловлена, скорее, решением властей об обязательной продаже валютной выручки экспортерами, а также заметным увеличением ключевой ставки ЦБ.
Пока сложно судить, какими окажутся биржевые цены на нефть в 2024 году, когда ЦБ вернется к рыночным сделкам с поступающими денежными средствами от торговли углеводородами. Многое будет зависеть от коллегиального решения участников саммитов ОПЕК и ОПЕК+, намеченных на 30 ноября: если они согласятся продлить добровольное сокращение поставок нефти на мировой рынок, то котировки обещают не только сохраниться на нынешних отметках в коридоре $82-85 за «бочку», но и даже повыситься до $90. Для России это будет весьма выгодно, поскольку тогда поступления в ФНБ увеличатся (сейчас наша нефть, вопреки западным ценовым «потолкам», продается выше $60 за баррель). Если же ближневосточные державы не придут к компромиссу, то котировки рискуют провалиться ниже $40, что поспособствует более активным тратам из ФНБ.
«ЦБ не покупал валюту с лета 2023 года: низкий курс рубля делал такие операции нерациональными», — поясняет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Теперь ситуация изменилась: монетарная политика государств положительно повлияла на рыночный курс рубля. Однако, как полагает эксперт, с января Банку России придется продавать намного больше валюты, чем покупать. В 2023 году средства из ФНБ расходовались. Значит, ЦБ должен реализовать объем зарубежных средств, равный ранее израсходованному в рублях. С августа ФНБ не пополнялся новыми валютными поступлениями. К январю конъюнктура на бирже, скорее всего, окажется более благоприятной как для приобретения юаней для ФНБ, так и для их продажи. К началу 2024 года Россия подойдет с равновесным курсом в 86-88 рублей за доллар (12,1-12,5 рублей за юань), уверена Мильчакова. Это станет причиной для того, чтобы ЦБ как и прежде окажется в роли «чистого экспортера» накопленных экспортных объемов выручки.
«В любом случае, возврат к операциям с валютой будет способствовать поддержанию ликвидности и обеспечению баланса на финансовом рынке, что позволит смягчить курсовую волатильность», — считает Антонов. ЦБ будет сам выбирать время для реализации таких сделок, а ежедневные объемы покупки-продажи будут небольшими и не вызовут резких колебаний курса. По предварительным прогнозам, за весь 2024 год размер покупок валюты в ФНБ не превысит суммы, эквивалентной 500 млрд рублей.