Экспорт товаров из РФ в азиатские страны сталкивается с рядом транспортных проблем. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на директора по развитию ГК TransAsia Logistics Аркадия Иванова.
Иванов отмечает, что рынок сбыта государств Центральной Азии, Персидского залива и Индийского океана обещает огромный экспортный потенциал для зерна и муки, оцениваемый примерно в 30 миллионов тонн к 2030 году. Однако развитию перевозок через Иран мешают различные сложности.
Одной из проблем является использование системы арабской хавалы для расчетов с Ираном за экспорт-импорт и логистические услуги. Это неформальная система взаимозачета требований без формирования финансовой отчетности. Кроме того, большинство операций в Иране в настоящее время осуществляются наличными, что также создает определенные трудности для экспортной деятельности.
Еще одним препятствием становится дефицит инфраструктуры и обмеление каспийских портов. В настоящее время глубоководные порты остались только в Махачкале и Баку. Иран приобрел астраханский порт Солянка в 2015 году, и это позволяет ему диктовать свои условия контрагентам.
В связи с перечисленными проблемами в июне глава иранской трейдинговой компании AIHG Сармад Афаринеш предложил использовать бартер в взаиморасчетах с Россией. На фоне большого дисбаланса в торговле двух стран он подчеркнул необходимость использования механизмов взаиморасчетов в национальных валютах и других принципов обмена для устранения неравенства.
В декабре 2022 года товарооборот между Россией и Ираном достиг рекордных значений, а Россия стала крупнейшим инвестором в экономику Ирана, вложив порядка 2,76 миллиарда долларов, согласно заявлению иранского министра экономики и финансов Эхсана Хандоузи.