Прогноз цены на бензин к Новому году оказался печальным

Российское топливо снова разрешили экспортировать

По сообщению Минэнерго, правительство с 17 ноября сняло временный запрет на экспорт из России автомобильного бензина.  Как известно, он был введен 21 сентября в рамках стабилизации цен на внутреннем рынке моторного топлива. Власти считают, что проблема с топливом внутри страны в целом успешно решена. Ограничения пока сохраняются только на бензин с высоким октановым числом АИ-95.

Российское топливо снова разрешили экспортировать

По мнению Минэнерго, необходимость в ограничении экспорта автомобильного бензина себя исчерпала. За минувшие два месяца (с 21 сентября) на рынке образовался профицит бензина — около 2 миллионов тонн. К тому же в зимний период спрос на этот вид топлива традиционно снижается, пик его потребления регистрируется в весенне-летний период и до середины октября: во время уборки урожая и массовых отпусков.

Ну, и как последний и решительный аргумент в пользу отмены эмбарго на экспорт — отечественные НПЗ к зиме завершают ремонтно-профилактические мероприятия и выдают продукцию уже в плановом режиме. 

Цены на бензин в рознице тоже немного снизились от своих сентябрьских значений, однако их рост все равно опережает инфляцию По данным Росстата, с конца декабря минувшего года стоимость бензина марки АИ-92 выросла на 7 %, АИ-95 на 7,2, а  на АИ-98 и выше - на 10,5 %.

Конечно, каждый частный автовладелец, знакомый с особенностями нашей рыночной экономики, теперь подумает, что весь автомобильный бензин после снятия ограничений хлынет на экспорт. И цены на АЗС снова поползут вверх.

Минэнерго просит по этому поводу россиян не беспокоиться. Более 50 % дизельного топлива из России поступает на внешние рынки. Вот почему в сентябре отечественные крестьяне остались без дизельного топлива и даже был риск остановки уборочной кампании. Производители экспортировали солярку всеми доступными  видами транспорта. 

А вот что касается бензина, то его мы продаем за границу в пределах 10-14 % от общего объема. Может, производители были бы и рады увеличить свои поставки за рубеж. Но пока там востребована наша солярка, а не наш бензин.

Еще Минэнерго нашло панацею от подорожания этого топлива внутри России. В частности, при ремонтных или профилактических работах на нефтеперерабатывающих заводах разрешено использовать не оригинальные детали и запчасти. То есть, те которые сделаны по образу и подобию оригинальных, но без согласования с производителем — иностранным поставщиком. Это снимет проблему дефицита запасных частей и НПЗ после плановых ремонтов будут вводиться в строй строго по графику..

Некоторые эксперты считают, что российские автомобилисты могут спать спокойно, как минимум до Нового года, который, кстати говоря, не за горами - многие россияне, кстати, тоже любят путешествовать во время длинных зимних каникул.      

Однако инвестиционный консультант «Финам» Тимур Нигматуллин считает, что очередного ценового всплеска на АЗС ждать не следует.

- В решении правительства ключевым моментом является не разрешение на экспорт, а компенсации из бюджета нефтяникам, - говорит он. - С 1 октября топливный демпфер вернули к прежней формуле, то есть, из бюджета стали им компенсировать часть разницы между экспортными и российскими ценами на топливо — за поставки на внутренний рынок по низким ценам. До сентябрьского кризиса эти выплаты были снижены вдвое. А с октября их снова восстановили. Биржевые котировки стали снижаться только после возвращения демпфера к прежним значениям.

В общем, будут компенсации из бюджета нефтяникам — будут и сравнительно низкие (во всяком случае, относительно стабильные) цены на бензин.

Определенные сомнения в представленной Минэнерго схеме у аналитиков вызывают намерения использовать не оригинальные детали в ремонте нефтяного оборудования. На сегодняшний день, при введенных «ядерных» санкциях против России, это большая и серьезная проблема. Логистические цепочки нарушены, поставки по импорту приходится ждать месяцами. По этой причине и происходят сбои в производстве топлива. 

Однако сделать точную копию с оригинала в импортном оборудовании, как заверяют специалисты, у нас не получится. Можно сколько угодно говорить про самообеспечение и импортозамещение, но на самом деле нефтепереработчики сильно рискуют с такой подменой. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29161 от 21 ноября 2023

Заголовок в газете: Бензин ваш, запчасти — наши

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру