«Качество» российско-китайской торговли растет за счет повышения в ней доли товаров с высокой добавленной стоимостью, сказал Спутнику председатель Всероссийской общественной организации Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич на мероприятии, посвященном российско-китайской торговле.
6 ноября Главное таможенное управление (ГТУ) КНР сообщило, что товарооборот России и Китая в годовом исчислении в январе - октябре вырос на 27,7%, достигнув $196,48 млрд.
Манкевич отметил, что доля сырьевого энергетического экспорта в российских поставках в Китай остается достаточно высокой – до 70% от всего экспорта России в Китай. В октябре ГТУ КНР сообщало, что экспорт нефти из России в Китай за восемь месяцев этого года вырос в годовом исчислении на 24,4%, до 79,9 млн тонн.
«Вместе с тем, возможности по поставкам энергоресурсов в Китай уже на пределе, и рост в 2023 году достигается во-многом за счет товаров с высокой добавленной стоимостью. Это продукты питания, продукция химической и обрабатывающей промышленности, пиломатериалы, оборудование, механические устройства, то есть товары, добавленная стоимость которых гораздо выше, чем у нефти и газа», - сказал Манкевич.
Председатель РАСПП также отметил, что Китай и ранее поставлял в Россию продукцию с высокой добавленной стоимостью – станки, оборудование, электронику, грузовые и легковые автомобили, спецтехнику.
«После ухода западных компаний на российском рынке образовался вакуум, которые китайские компании успешно заполняют. Этим и объясняется тот факт, что что китайский экспорт в Россию растет гораздо быстрее, чем российский экспорт в Китай», - сказал он. По данным ГТУ КНР, экспорт из Китая в РФ за 10 месяцев увеличился на 52,2% (до $90,08 млрд), тогда как импорт из России вырос всего на 12,4% ($106,4 млрд). Положительное сальдо России составило $16,32 млрд, уменьшившись примерно на 53%.
Манкевич также отметил, что еще одним свидетельством улучшения «качества» товарооборота является рост железнодорожных перевозок между РФ и КНР. По данным РЖД, за 9 месяцев этого года между РФ и КНР перевезено более 128 млн тонн грузов, что почти на 52% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
По словам Манкевича, фактором, положительно сказывающемся на росте доли товаров с высокой добавленной стоимостью в торговле РФ и КНР, являются стабилизация логистики и модернизация пунктов пропуска на российско-китайской границе, успешный взаимный выход российских и китайских производителей на рынки КНР и РФ, развитие системы расчетов в нацвалюте между странами. По данным МИД России, в настоящее время до 90% российско-китайской торговли осуществляется в рублях и юанях.