Согласно решению подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, мера будет действовать в отношении товаров, которые следуют от одного отправителя к одному получателю и по одному транспортному документу — в этом случае стоимость партии не должна превышать €200. Речь идет, в частности, о коммерческих грузах, запасных частях, образцах для представления дальнейших продаж и для сертификации российской продукции за рубежом, рекламных материалах, документах, корреспонденции.
Как полагают в правительстве, мера позволит исключить ситуации, когда в отношении почтовых пересылок пробных изделий, в том числе в рекламных целях, взимались вывозные пошлины. Страдали в основном экспортеры-новички, которые, выходя на новые рынки и оценивая степень рентабельности своей продукции, отправляли контрагентам за рубежом пробные партии.
Напомним, гибкие курсовые вывозные пошлины были установлены в сентябре, а заработали с 1 октября. Они касаются очень широкого спектра товаров (от шерсти до ювелирных изделий), составляют от 4% до 7% в зависимости от курса национальной валюты и применяются при курсе от 80 рублей за доллар. Если курс остается на уровне 90-95, как сейчас, пошлина составит 5,5%, а при курсе более 95 — 7%. По словам врио руководителя Федеральной таможенной службы Руслана Давыдова, за первый месяц действия мера принесла в бюджет 30 млрд рублей. Как отмечали в правительстве, она предназначена для «поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления, и защиты внутреннего рынка от необоснованного повышения цен». За весь период действия данного механизма (до конца 2024 года) власти рассчитывают получить порядка 755 млрд рублей.
«В правительстве и Госдуме прошла серия слушаний с одной и той же рабочей повесткой — как перезагрузить госпрограмму содействия малому и среднему бизнесу, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Собственно, с этим и связано нынешнее решение относительно пошлин. У нашего малого бизнеса сомнительная внутренняя структура: почти 60% составляет торговля и транспортировка, 10% - недвижимость, 8% - обрабатывающее производство, 7% - IT. Крайне низка доля импортеров и экспортеров: лишь около 1% малых предприятий так или иначе участвуют во внешнеэкономической деятельности».
Что касается конкретной номенклатуры товаров, в ней на первом плане всегда были зарубежные бренды. Этот рынок надо как-то сбалансировать, и не случайно возникло предложение выделить в магазинах отдельные места для продукции отечественных производителей. Но «российские полки» - не главное. Надо подталкивать (в том числе — путем освобождения от пошлин) малые и средние предприятия к тому, чтобы они форсировали выпуск, создавали конкурентоспособный товар и выходили с ним на внешние рынки. Так что мера выглядит вполне логичной и своевременной, рассуждает Масленников. Что касается курса рубля, то на него влияет очевидный фундаментальный фактор - общее улучшение торгового и платежного баланса. Благодаря последовательному росту продаж экспортерами валютной выручки происходят позитивные изменения в структуре финансового счета: в августе объемы составили около $7 млрд, в сентябре — $9,2 млрд, в октябре — свыше $12 млрд. Плюс, в общей массе увеличивается доля юаня, а доля рубля, напротив, падает. Это тоже улучшает баланс спроса и предложения валюты. Равно как и то обстоятельство, что в октябре россияне перевели на счета в иностранных банках меньше своих средств, чем в сентябре.
«В принципе, мера вполне логичная, - говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. - Особенно с учетом ранее озвученной властями цели — пошлины были введены «для поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления». А поскольку зримый эффект уже есть — в виде собранных за первый месяц действия 30 млрд рублей, можно механизм и скорректировать. Это не только поддержит малый и средний бизнес, но и позволит российской валюте укрепиться в коридоре примерно 2-3 рубля к доллару и евро».