В России собираются привязать тарифы на электроэнергию для населения к объемам потребления, причем сделать это предполагается уже с января 2024 года, об этом заявили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Власти считают, что такая новация поможет снизить перекрестное субсидирование и объем серого майнинга. Напомним, перекрестное субсидирование появилось в России в 1990-е годы, в период экономического кризиса. Мера была призвана помочь населению, которое стало не в состоянии самостоятельно оплачивать коммунальные счета в полном объеме. Тогда-то в нашей стране тарифы на электроэнергию для граждан снизили, повысив плату за электричество для бизнеса. Получилась ценовая дискриминация: поставщик ресурсов компенсировал недополученные от населения деньги за счет промышленности.
В дальнейшем систему изменили. Доплачивать за обычных граждан обязали малый и средний бизнес (МСП) (читай, работать по правилам перекрестного субсидирования). Крупная промышленность получила преференции, вышла из схемы, и тарифы для нее стали минимальными.
Сейчас в правительстве хотят переложить дифференциацию ставок на регионы. Те из них, кто согласится пойти на такой шаг, смогут по-прежнему превышать предельный объем перекрестного субсидирования (доплата бизнеса за снижение тарифов). Если же региональные власти решат не трогать тарифы для граждан, то субсидировать их придется за свой счет.
Отметим, в 2023 году объем перекрестного субсидирования, по оценкам ВШЭ, подскочил на 18%, до 294 млрд руб. Столько бизнес платит вместо населения за электроэнергию. Сумма увеличилась на 44 млрд руб., или на 18% год к году.
По словам управляющего партнера коммуникационного агентства B&C Agency Ивана Самойленко, дифференциация тарифов для населения в зависимости от объема потребления — мера, которую правительство предлагает ввести не первый год.
«Проблема в том, что для перекрестного субсидирования требуется все больше денег от бизнеса. Ведь чтобы сохранить низкие тарифы для населения, повышаются тарифы для производств, а из бюджета выделяются средства для компенсации части затрат коммерческим предприятиям. Как известно, бюджет России в этом году и в последующие три года будет дефицитным, а значит, необходимость повышения тарифов необходима», — отмечает Самойленко.
Эксперт Народного фронта, член Общественного совета федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Павел Склянчук считает, что предложенный правительством механизм может быть актуален для ряда регионов, где процветает серый майнинг криптовалюты: Красноярск, Иркутск, Свердловская область, Мурманск.
«По тарифам для населения ведется энергоемкий бизнес, что несправедливо по отношению к другим отраслям экономики. Однако такое решение не особо повлияет на проблему перекрестного субсидирования, — считает он. — Для населения тарифы на электроэнергию останутся низкими, а возникающие кассовые разрывы у гарантирующих поставщиков будут распределяться между бюджетными учреждениями, промышленностью и субъектами МСП. Решить проблему можно будет через развитие микрогенерации и возобновляемые источники энергии (ВИЭ)».
Председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин связал предложение правительства с недавним заявлением Минстроя, который предостерег регионы от искусственного сдерживания тарифов ЖКХ. По мнению главы министерства Ирека Файзуллина, «регион, который в том числе благодаря популизму не повышает тарифы, ведет свою территорию к катастрофе».
«Теперь ФАС предлагает реализовать инициативу по повышению тарифов для россиян, потребляющих большие объемы электроэнергии, — говорит собеседник «МК». — Региональным властям предложили выбрать из двух неидеальных вариантов. Повышение тарифов на «коммуналку» — это компетенция регионов, которые предпочитают не пользоваться такой опцией. Мера непопулярная. Но сейчас, если местные власти этого не сделают, доплачивать за обычных граждан придется из регионального бюджета».
Между тем в Госдуме выступили против привязки тарифов на электроэнергию для населения к объемам потребления. Это может ударить по уязвимым категориям граждан, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
«Если тарифы вырастут, люди станут экономить, меньше энергии потреблять, уровень жизни начнет падать. Сейчас объем поддержки граждан должен быть увеличен, а не уменьшен», — продолжает Крохин.
Одна из причин, по которой правительство решило внедрить новую систему оплаты электроэнергии, — это снижение перекрестного субсидирования. Но что если регионы пойдут на повышение тарифов для граждан, не сократив при этом объем субсидирования?
«Такое вполне вероятно, — говорит эксперт. — «Кухня» перекрестного субсидирования не находится в публичном поле. Мы примерно понимаем, как система работает, но не знаем деталей. Как будет на деле, неизвестно. Противоречия действительно есть».
В то же время Минэкономразвития объявило о том, что тарифы на услуги ЖКХ в 2024-м вырастут на 9%. Однако, по словам Константина Крохина, не стоит забывать прецедент 2022 года, когда тарифы проиндексировали дважды за год.
«Думаю, итоговый рост тарифов ЖКХ в следующем году будет близок к реальной инфляции. Сейчас она составляет около 7%, а ставка ЦБ 15%. Людям надо быть готовыми к подорожанию «коммуналки» на 15–16%», — заключил он.