По сравнению с сентябрем возврат наличности в банковскую систему увеличился в 5,4 раза — в первый месяц осени показатель составил 21,6 млрд рублей, согласно данным ЦБ о денежной массе. Тогда тенденция, по сути, только начала формироваться. С июля Банк России поднимал ключевую ставку трижды и довел ее с 7,5% до 13%, а средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков поднялась почти на два процентных пункта, до 9,77%, во второй декаде сентября. Кроме того, интерес граждан к наличным деньгам стал угасать по окончанию летнего сезона отпусков.
Между тем практически весь прошлый год наблюдался обратный тренд: в среднем люди ежемесячно снимали с банковских счетов по 91,6 млрд рублей наличными против 7,8 млрд годом ранее. Причины понятны: это и введенные ЦБ ограничения на снятие наличной иностранной валюты, и безальтернативность бумажных денег для уехавших за рубеж и мобилизованных, и резко возросшее в условиях общей неопределенности недоверие к виртуальным финансовым инструментам.
«Платежное поведение» россиян абсолютно рационально по своей природе: оно обусловлено генетической памятью о бесконечных кризисах и безвозвратных потерях средств в лопнувших банках. «Наличный денежный оборот неизбежно сокращается во всем мире — под влиянием универсальных обстоятельств, и ни о какой особой российской специфике речи нет, — говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. — С одной стороны, это происходит в силу все большего распространения безналичных платежей, причем в основном по двум каналам – посредством пластиковых карт и переводов по телефону. Вместе с тем сказывается возрастной фактор: такого рода платежи предпочитает совершать именно молодое поколение, а людям в возрасте, которых, увы, становится все меньше, исторически ближе наличные деньги. Что касается текущего момента, да, в последние месяцы банки стали предлагать вполне привлекательные условия по вкладам - до 14-15%, причем на краткосрочной основе».
Эти цифры выше официальной инфляции в 6,6% и сопоставимы с инфляцией бытовой, продовольственной. Сегодня ни один инструмент, доступный широким слоям населения, не способен с ними конкурировать – ни трехлетние (под 8%) облигации федерального займа, ни индивидуальные инвестиционные счета (под 13%, которые являются налоговым вычетом), ни любые другие. У многих банковских депозитов три неоспоримых преимущества: краткосрочность (три-шесть месяцев), позволяющая гибко распоряжаться средствами, достаточно высокий доход, наконец, возможность пополнять счет, либо отзывать деньги без ущерба для начисления текущих процентов. Впрочем, резюмирует Беляев, все это не отменяет необходимости иметь в своем распоряжении достаточную сумму наличных денег, на случай экстренных трат.
«Скорее всего, тенденция, связанная с перетоком наличности в банковскую систему, будет продолжена, но станет менее выраженной, — говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. – Здесь многое будет зависеть от дальнейших шагов ЦБ по ключевой ставке и общей ситуации в экономике. Одно очевидно: доверие населения к кредитным институтам постепенно восстанавливается. Ставки по вкладам в последние месяцы заметно выросли, что стимулирует граждан размещать средства на банковских счетах, а не держать наличными «под матрасом». Кроме того, все больше расчетов и платежей люди проводят именно в безналичной форме».
Как ни крути, отмечает Антонов, наиболее выгодным вариантом сейчас являются рублевые депозиты с процентными ставками выше уровня инфляции. Вложения в иностранную валюту или какие-то иные инструменты значительно менее актуальны. Что касается наличных денег, в малых объемах они по-прежнему востребованы и незаменимы. Особенно старшим поколением.