Постепенное восстановление национальной экономики и промышленности после пандемийных ограничений требует от Китая увеличения зарубежных закупок углеводородов. Уже сейчас Пекин импортирует около 11 млн баррелей нефти в сутки, из которых около 2 млн «бочек» поступает из нашей страны. Как сообщает китайская таможня, за девять месяцев этого года закупки российской нефти по сравнению с прошлым годом выросли почти на четверть, вплотную приблизившись к 80 млн тонн.
Вместе с тем, китайцы не склонны складывать все яйца в одну корзину. Они пытаются диверсифицировать импорт энергоресурсов, чтобы не стать заложниками единственного производителя и рассчитывают на некоторые стоимостные преференции со стороны добывающих государств. В частности, компаниям из Пекина в конце сентября удалось приобрести крупную партию «черного золота» у иранских поставщиков, находящихся под санкциями. Себестоимость партии составила всего $24 за «бочку», а остальное (нефтяные цены сейчас находятся на уровне $90) съели транспортные и фискальные издержки.
По оценке агентства Bloomberg, китайский рынок стал «полем ожесточенной борьбы» для ведущих стран-производителей энергоресурсов – в частности, России и Саудовской Аравии. В прошлом году саудиты стали лидерами по поставка черного золота в Китай - около 87,5 млн тонн. В этом году они пока от России по объемам экспорта отстают. Зато национальная корпорация Saudi Aramco еще весной договорилась о приобретении 10% акций китайского перерабатывающего холдинга Rongsheng Petrochemical. По мнению аналитиков, эта сделка сигнализирует об уверенности Эр-Рияда в устойчивости спроса на энергоносители в Поднебесной, который в 2023 году должен увеличиться более чем на 5%.
На фоне высокой стоимости нефти биржевые игроки и отраслевые эксперты продолжают гадать, на кого же сделает ставку Пекин: на ближневосточных производителей, в основном никак не связанных санкциями; или на российских поставщиков, чья продукция является «токсичной» с точки зрения Запада, зато вплоть до последнего времени предлагалась со скидками. Об особенностях разворачивающейся «нефтяной войны», которую ведет Россия за рынок Китая, «МК» рассказали эксперты.
- Россия в своих зарубежных поставках нефти делает ставку на азиатский рынок. Насколько это оправдано?
Владимир ЧЕРНОВ, аналитик Freedom Finance Global:
- Это вынужденная мера. Из-за объявленных против нас санкций сейчас поставлять нефть в азиатские страны России гораздо выгодней. Ранее преимущество экспорта энергоресурсов в Европу было обусловлено относительно дешевыми транспортными услугами и близким географическим расположением импортеров. Теперь же, благодаря снижению дисконта на российское «черное золото», экспортировать углеводороды на азиатские торговые площадки не менее удобно и выгодно, чем на западные рынки в прежние времена. Восток увеличивает спрос на нефтепродукты опережающими темпами, поэтому ставка именно на это направление вполне оправдана.
Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ, начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс»:
- И ранее российские компании постепенно расширяли курс на восточное направление, собираясь не столько диверсифицировать, сколько сбалансировать географию поставок. У российской нефти есть свои физико-химические особенности, что важно для азиатских НПЗ. Наши экспортеры обладают возможностью продавать как тяжелую, так и легкую, низкосернистую нефть различных сортов. В этом смысле, сама по себе конкуренция с ближневосточными поставщиками не страшна. Важнее выглядит связка с общей динамикой глобального и регионального спроса и объемов добычи в других регионах. Не только в странах ОПЕК+. Огромное значение имеет объединение и совершенствование системы связки российских экспортных трубопроводов c крупнейшими месторождениями — от западных до восточных границ.
Владислав АНТОНОВ, финансовый аналитик BitRiver:
- Ориентация России на азиатский рынок в экспорте энергоресурсов выглядит оправданной. Восточные страны, в первую очередь, Китай и Индия, демонстрируют устойчивый экономический рост и повышение спроса на энергоносители. Россия является надежным поставщиком энергоресурсов, поэтому способна обеспечить стабильные поставки нефти и газа в эти регионы. Географическая близость и наличие трубопроводных мощностей делают Россию привлекательным партнером для азиатских импортеров.
- Сможет ли потеснить Россия в этом регионе прежних лидеров по поставкам нефти – особенно, Саудовскую Аравию? Что может наша страна предложить азиатским покупателям в качестве преимущества своего товара- только очередные скидки?
АНТОНОВ:
- Конкуренция на азиатском рынке усиливается. Спрос растет, но пока есть место для всех крупных экспортеров. Россия может предложить азиатским покупателям стабильные объемы поставок, гибкость ценообразования и надежность логистики. Хоть уступки по цене не выгодны России, главное — предоставить покупателям гарантии долгосрочного сотрудничества. Российские компании активно наращивают инвестиции в логистическую инфраструктуру для обеспечения поставок в Азию. Будем надеяться, что такая схема не нарушится.
АЛЕКСАНДРОВ:
- Вероятность жесткой ценовой конкуренции с ближневосточными экспортерами все же невысока. Скорее всего, добывающие страны будут действовать сообща, согласовывая свои решения в рамках ОПЕК+, тем самым, регулируя суммарные объемы поставок и поддерживая удовлетворяемый для всех уровень цен. Азиатские импортеры несомненно заинтересованы в диверсификации источников поставок, что снижает взаимозависимость и геополитические риски между производителями и потребителями сырья. Стимулов для ценовой междоусобицы у экспортеров нефти немного.
ЧЕРНОВ:
- Скидки на российскую экспортную нефть снижаются. На фоне военного конфликта на Ближнем Востоке и увеличения рисков перебоев поставок энергоресурсов из этого региона на мировые рынки, дисконт на наше «черное золото» за сентябрь сократился с 14,4% до 11,6%. Однако в процессе борьбы за потребителя, нельзя исключать того, что скидки снова придется увеличивать, так как именно дисконт в нынешних геополитических и внешнеэкономических условиях делает российскую нефть более привлекательной.