Всего в России на 1 сентября насчитывалось 41,2 миллиона пенсионеров. Из них 33,6 миллиона — неработающих и 7,6 млн трудоустроены.
Москвичке Виктории 64 года. После окончания экономического факультета столичного вуза она работала на заводе, потом какой-то период преподавала.
— В семье одним за другим родились двое сыновей, — делится с нами Виктория. — Когда старший пошел в школу, мы на семейном совете решили, что мне нужно оставить работу. Я занималась воспитанием детей.
Только спустя 15 лет решила снова выйти на работу. При этом устроиться смогла только кассиром в магазин. Спустя три года попала на работу кассиром в банк. Стала старшим кассиром. Начала, наконец, получать достойную зарплату. Были хорошие премиальные. Но, несмотря на отличную характеристику, по достижении пенсионного возраста меня сократили. Такова политика банка. Выплатили двойной оклад и попрощались со мной.
Как говорит Виктория, устроиться пенсионеру на работу проблематично.
— Там, где готовы нас взять, предлагают сущие копейки. Но я нашла для себя выход. Муж работает управляющим у бизнесмена в подмосковном загородном доме. В распоряжении мужа просторный гостевой дом. У меня на пенсии появилось достаточно времени. И я стала часто ездить на работу вместе с ним.
Чем могла — помогала. Хозяин был только за. Более того, за то, что я буду выполнять частично функции садовника, мне предложили 35 тысяч рублей. Зарплата неофициальная. Мы с мужем заняты три дня в неделю. Поэтому успеваем еще работать и на своей даче в Чеховском районе Подмосковья.
У бизнесмена, в чьем загородном доме мы работаем, достаточно большой участок — 30 соток. Там разбит большой парк, многие площадки замощены камнем. Есть система автополива. В нашем распоряжении современная техника. Работать три дня в неделю на свежем воздухе для меня необременительно.
Виктория говорит, что, если бы она работала официально, пенсия у нее была бы 18 500 рублей. Она теряла бы 5,5 тысячи.
— Сейчас получаю со всеми столичными надбавками 24 тысячи. Так что пенсионеры работают. Но часто неофициально. Поэтому чиновники нас и «не видят». Мы не попадаем в статистику.
Еще одной нашей собеседнице, Татьяне, 77 лет. Она живет в Курске. Всю жизнь проработала в архиве.
— Если бы мне в мои годы предложили хоть какую-то работу, я пошла бы не раздумывая, — говорит Татьяна. — Пока трудилась в архиве, была относительно здорова. Когда сломала руку, продолжала ходить на работу с гипсом.
Работа — это жизненный стимул. В коллективе человек крутится в общем потоке, ощущает себя важным, необходимым. А когда ты выходишь на пенсию, оказываешься «на обочине». Пенсии хватает только на то, чтобы оплатить ЖКХ, лекарства и ограниченный набор продуктов.
Мы связались с еще одним пенсионером, который представился Сергеем. Мужчина был настроен воинственно. Сразу заметив, что он не из «кабинетных» пенсионеров, «не протирал штаны в офисе», работал у станка. Его возмутила сама постановка вопроса, по каким причинам пенсионеры предпочитают не работать.
— А почему, собственно, мы вообще должны работать? Мы свое уже отпахали, ушли на заслуженный отдых. Или не хватает дармовой рабочей силы, что надо привлекать пенсионеров? Об индексации пенсии неработающим пенсионерам слышать смешно. Тысячу дали, а пять отобрали через повышение цен на коммуналку, продукты и все остальное.
Евгений из Кургана говорит, что здоровье уже подводит, но он просто не может позволить себе не работать на пенсии.
— Надо помогать старенькой маме, которая болеет, — делится Евгений. — Надо дом ремонтировать. Внучке сейчас собираем деньги на учебу. Дочь растит двоих детей одна. За работу держусь, выхожу работать и в субботу, если просят. Есть знакомые, которые дают совет уволиться, чтобы мне проиндексировали пенсию, а потом снова устроиться на работу. Я рисковать не хочу. Могут потом и не взять обратно. Уже в 50 лет человек для работодателей — представитель отжившего поколения, динозавр. Что уж говорить о пенсионерах.
Николай, который живет в Саратовской области, говорит, что продолжает работать на пенсии, чтобы поменьше бывать дома.
— Мы живем в частном доме, земли у нас много, участок уходит за горизонт, жена постоянно пилит: сделай то, сделай это, — делится Николай. — Я — электрик, на работе мне спокойнее. Опять же, интересное общение, коллеги уважают. Так что буду работать, пока ноги носят.
По данным Соцфонда (по состоянию на 1 сентября), средний размер пенсий у неработающих пенсионеров составил 20,28 тысячи рублей. У тех пенсионеров, кто трудоустроен, — 16,47. Это связано с тем, что ежегодная индексация пенсий с 2016 года не затрагивает работающих пенсионеров.
Ольга из Пермского края, которая всю жизнь проработала в бюджетной организации, удивляется указанной средней пенсии.
— У нас в провинции пенсии — 12-15 тысяч рублей, — говорит наша собеседница. — Выжить на эти деньги можно, а жить нормально — нельзя. Люди рады бы подработать на пенсии, но негде. Появляются редкие вакансии, где зарплату предлагают размером с МРОТ. Кто-то хватается и за это.