Практически весь день доллар на Мосбирже находился возле отметки 97, евро – 102,4. Таким образом, реванш со стороны российской валюты не состоялся, хотя основание для этого было. А именно: с понедельника заработала новая регулятивная норма, согласно которой экспортеры обязаны зачислить на свои счета в РФ не менее 80% иностранной валюты. Причем – до истечения двух месяцев с момента получения средств по экспортным контрактам. А потом им нужно в течение двух недель продать не менее 90% от этих сумм на внутреннем рынке.
«Такое решение поможет выравниванию баланса между спросом и предложением и будет способствовать повышению предсказуемости торговли, что важно для многих российских производителей, которые закупают комплектующие и другую продукцию, технику за рубежом. И, конечно, для наших граждан, кому нужны качественные и доступные товары», – заявил на днях премьер Михаил Мишустин.
Наблюдатели сходятся во мнении: дополнительное предложение валюты на рынке может принести от 5% до 10% укрепления рубля. Сроки зависят от того, начнется ли продажа выручки уже с 16 октября или спустя два с лишним месяца (60 дней на репатриацию и две недели на продажу). Теперь видно, что производители, работающие на внешних рынках, не торопятся.
«Ожидать крутого перелома сегодня вряд ли стоит. Новые меры валютного регулирования касаются ограниченного круга компаний, а не всего экспорта, – говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. – Поэтому приток валюты на рынок будет увеличиваться крайне неспешно.
Часть валютной выручки пойдет на обслуживание внешнего долга и импорт. Кроме того, сохраняется высокий уровень геополитической неопределенности. При отсутствии внешних шоков можно рассчитывать на укрепление рубля до 90 за доллар к середине ноября. Сейчас основная задача, стоящая перед правительством, – не допустить неконтролируемого ослабления рубля».
Курс рубля всегда корректируется с незначительным лагом после важных для рынка событий, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Так, на изменение ключевой ставки ЦБ он обычно реагирует с задержкой в два-три дня. Сейчас же бизнес пребывает в состоянии ожидания: нефть медленно растет, фондовые индексы колеблются в разных направлениях, указ о репатриации валютной выручки требует обстоятельного анализа и подстройки под него, чем сейчас компании и занимаются. И если рубль и укрепится в ближайшие дни, то незначительно.
Не решены также технические вопросы с поступлениями в неконвертируемых валютах (к примеру, в индийских рупиях), а значит, эффект от новых обязательств экспортеров все равно будет неполным.
«Сложно было ожидать каких-то значимых перемен за один день: в указе сказано, что не менее 90% выручки, поступившей на счета, экспортеры должны продавать на внутреннем рынке в течение двух недель, – говорит директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. – Соответственно, время для маневра у компаний есть. Без сомнений, мера повлияет на валютный курс, но не сразу. Во-вторых, возможны сезонные колебания, когда продажа выручки будет накладываться на налоговые платежи, которые обычно осуществляются бизнесом в начале каждого нового квартала».
Рыночные игроки уже отреагировали на указ – в тот момент, когда узнали о нем. Эффект состоялся несколько дней назад, причем кратковременный и в большей степени психологический: курс рубля вырос на несколько единиц, а затем вернулся на привычную для себя траекторию, рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Ознакомившись с содержанием документа, сопоставив его требования с текущими реалиями, рынок успел сделать неутешительные выводы. Главное: сегодня экспортеры уже продают в России не меньше 80-85% валютной выручки, а в указе закреплен показатель 90%. Значит, если продажи и вырастут, то лишь на несколько процентных пунктов, полагает эксперт.
«В то же время не улучшается динамика экспорта в стоимостном выражении, – резюмирует Николаев. – Согласно прогнозу, представленному вместе с проектом бюджета на ближайшую трехлетку, в 2023 году объемы экспорта снизятся на 22% по сравнению с 2022 годом. Причем это еще оптимистичная оценка, поскольку август мы закончили с показателем в минус 29%. Таким образом, фундаментальный драйвер ослабления рубля никуда не делся».