Продажи водки в России за 9 месяцев 2023 года снизились на 5,7% по сравнению с 2022-м, коньяка - на 7,2%. В целом продажи алкогольной продукции в России в январе - сентябре снизились на 4,2%. Между тем, по данным Росалкогольтабакконтроля, розничные продажи слабоалкогольных напитков с января по сентябрь выросли на 17,2%, а плодовой алкогольной продукции на 5,7%.
Почему потребители стали отказываться от водки, казалось бы, традиционного для россиян горячительного напитка, и коньяка? Эксперты рынка объясняют снижение реализации крепких алкогольных напитков, в частности, сокращением доходов среднего класса. Между тем, напомним, что в 2022 году потребление крепкого алкоголя в России выросло на 7,5%, как следует из данных аудиторской компании FinExpertiza. Продажи росли в том числе из-за того, что употребление спиртных напитков традиционно воспринимается многими людьми как наиболее простой и доступный способ снизить уровень тревоги и стресса, отмечал член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.
Но можно ли считать, что снижение потребления крепкого алкоголя связано с тем, что россияне перестали нервничать, и смирились с непростой экономической и геополитической реальностью? Эксперт по маркетингу крепкого алкоголя, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин полагает, что причина изменения тренда кроется в другом.
«Если рассуждать глобально, то идет омоложение целевой (то есть, потребляющей спиртное) аудитории. Категория людей, которая предпочитает водку, сокращается. Напиток перестает быть модным среди нового поколения и его место занимают другие виды спиртного. Идет «миграция» потребителя в другие сегменты алкогольного рынка. Если раньше он выбирал из двух-трех брендов водки, то сейчас он смотрит, в частности, на другие напитки, которые и демонстрирует рост продаж», – отмечает он.
По словам эксперта, в целом продажи спиртных напитков продолжат расти, так как в условиях кризиса люди потребляют алкоголь, выполняющий функцию антидепрессанта.
«Мой прогноз: рост потребления спиртного в России продолжится, но незначительно. Повысятся продажи виски, бренди и коньяка - как из РФ, так и из дружественных стран. Водка и дальше будет медленно терять спрос», - заключает Брагин.
В то же время управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко отмечает, что в вопросе потребления алкоголя в России есть несколько факторов.
«Во-первых, к сокращению продаж крепких напитков привел рост цен. Во-вторых, есть растущая мода на здоровый образ жизни. Особенно это проявилось во время пандемии – потребители больше заботятся о здоровье, соответственно, может сокращаться общий объем покупок крепкого спиртного. Третье – меняется культура потребления, граждане больше стали разбираться в винах, шампанском, а значит, и покупать их чаще вместо привычной водки», – продолжает эксперт.
Однако не все так благостно на рынке. У данного тренда есть и обратная сторона: рост стоимости водки, коньяка и других крепких напитков привел к увеличению потребления спиртного, сделанного своими силами.
«Россияне начинают для своих нужд делать настойки, вина, а также самогон. В стране в последние годы в разы увеличились продажи самогонных аппаратов. Часть граждан справедливо решила, что при росте инфляции более выгодным будет заняться самостоятельным производством спиртного, а не покупать его», – заключает Самойленко.