По данным исследования, в тройку самых недооцененных вошли также индонезийская рупия, курс которой в 2,2 раза занижен по отношению к доллару США, и валюта ЮАР: ее ранд в 1,8 раз дешевле, чем должен быть. Расчеты агентства выявили и переоцененных представителей валютного рынка. Так, курс евро завышен на 16%. За ним следует канадский доллар, за который дают на 15% больше, чем он стоит по «индексу комбо-обеда».
Напомним, что сравнивать «неофициальный» паритет покупательной способности (ППС) в разных странах через единый продукт в 1986 году придумал журнал The Economist, который ввел в обращение так называемый индекс бигмака. Эту идею подхватили финансовые издания по всему миру, в том числе и российские. Однако в 2022 году производитель бигмаков — сеть быстрого питания McDonald's — ушел из нашей страны из-за санкций и этот бургер продавать прекратил. Однако знаменитому индексу нашли замену.
«Одним из инструментов объективной стоимости валюты является расчет по ППС, который сводится к тому, какая сумма денег потребуется в разных государствах для покупки фиксированного набора товаров, — объясняет суть подхода доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили, — Самым популярным методом для расчета является «индекс бигмака». В 2022 году, по расчетам данного индекса, недооцененность российской валюты относительно доллара США составила 65,4%, то есть тогда рубль должен был стоить 26,79 рубля за доллар. Аналогичная ситуация наблюдалась и два предшествующих года». Результаты проведенного сейчас российским агентством исследования вполне сопоставимы с данными за предыдущие периоды, следовательно, сомневаться в объективности и достоверности расчетов не приходится, отметила ученый.
Как указал глава аналитического отдела банка БКФ Максим Осадчий, с апреля 2000 года до января 2022-го российский рубль устойчиво входил в число самых недооцененных валют по «индексу бигмака». Неоднократно он являлся лидером этого антирейтинга. После начала СВО английский журнал The Economist исключил рубль из списка, однако произведенные сейчас альтернативные расчеты показывают, что рубль продолжает оставаться рекордно недооцененной валютой. Однако из того, что он существенно недооценен, вовсе не следует, что ему надлежит укрепляться. Дело в том, что одна из основных причин недооцененности национальной валюты — низкий уровень заработной платы. Продукты питания, входящие в расчет «индекса бигмака» и его аналогов, «трудоемки»: основная часть их стоимости — заработная плата тех, кто этот бургер готовит в ресторанах быстрого питания, а российский экспорт формируется преимущественно за счет капиталоемких отраслей. Второй фактор существенной недооцененности нацвалюты связан с низкой востребованностью рубля на международном рынке. Кроме того, такая ситуация также отражает недоинвестированность российской экономики.
«Данный рейтинг не учитывает все геополитические и внешние риски, которые тоже заложены в стоимость национальной валюты, а также мировой спрос на нее, который будет расти по мере перехода во внешнеторговых отношениях с другими странами в расчёты в национальных валютах», — полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Рубль сильно недооценен, так как в его курсообразовании заложены сейчас все внешние риски и санкции на экспорт российской нефти (потолок цен). Если бы не они, то курс доллара, вероятно, был бы в районе 70–75 рублей, отметил эксперт. Однако разворота в сторону укрепления быстро ждать не стоит. «Даже если завтра прекратятся вооруженные столкновения, все стороны помирятся и санкции будут сняты, никто не укрепит нацвалюту до 33 рублей за доллар — это банально невыгодно бюджету», — утверждает финансовый эксперт Алексей Кричевский. Слишком много расходов завязано на поступления от экспорта, подчеркнул аналитик.