За навязывание услуг при покупке автомобиля будут штрафовать

Но не сурово: в КоАП прописали новый состав

Но не сурово: в КоАП прописали новый состав

Госдума приняла закон, который вводит специальное наказание за нанизывание покупателям дополнительных товаров, работ или услуг. Предотвратит ли нарушения такого рода административный штраф в две- четыре тысячи рублей для ИП и должностных лиц, и в 20-40 тысяч для компаний - покажет время. От первоначальной идеи наказывать суммами, кратными стоимости навязанных услуг или товаров, законодатели отказались.

Законопроект был внесен в Госдуму в июне прошлого года депутатами Иваном Сухаревым и Сергеем Каргиновым (оба - ЛДПР). Они сочли, что КоАП не эффективен в деле защиты потребителей от навязывания разных дополнительных товаров и услуг в качестве обязательного условия при заключении договоров купли- продажи. Когда г-н Сухарев докладывал о сути инициативы при обсуждении ее впервом чтении, он в основном говорил о безобразиях при продаже автомобилей. По его словам, и Роспотребнадзор считает нынешние наказания за навязывание товаров и услуг недостаточными, потому что «они не останавливают недобросовестных продавцов».

За дополнительные услуги и товары отдельного наказания в Кодексе об административных правонарушениях сейчас пока нет, наказывают (если вообще получается) по статье 14.8 КоАП: включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, обходится должностному лицу в 1-2 тысячи рублей штрафа, а юридическому лицу - в 10-20 тысяч рублей. Депутаты из ЛДПР предложили восполнить пробел, и за «навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) должностных лиц штрафовать в размере двукратной стоимости навязанного, а юридических лиц - в размере трехкратной стоимости навязанного. Напомним: если в какой-то статье КоАП не оговорено особое наказание для индивидуальных предпринимателей, их штрафуют как должностных лиц.

Правительство инициативу депутатов в общем и целом поддержало - при условии доработки текста. «Положения законопроекта в части размеров административных штрафов нуждаются в дополнительной проработке с учетом требований соразмерности и индивидуализации административной ответственности, а также возможности уплаты административных штрафов лицами, являющимися субъектами указанных административных правонарушений»,- говорится в официальном отзыве

кабинета министров. Аналогичного рода замечание высказал и профильный думский Комитет по госстроительству и законодательству. В ходе обсуждения законопроекта депутаты интересовались, подпадут ли под действие новой нормы такие хозяева автосалонов, которые отказываются за наличные средства продавать гражданину автомобиль и находят разные причины, чтобы побудить его взять автокредит. «Если буквально рассматривать текст законопроекта, то этот случай будет подпадать»,- отвечал тогда представитель профильного комитета Александр Тетердинко («ЕР»). Как можно будет доказать факт навязывания услуг, если продавец все отрицает, и свидетелей нет?

Окончательное решение, конечно, за судом, объяснил г-н Тетердинко. Он выразил уверенность, что принимаемый закон точно «полностью убьет навязывание дополнительных товаров и услуг в Интернете, потому что там всё будет видно», а в автосалонах и мебельных магазинах покупателю придется озаботиться фиксацией разговора с продавцом - иначе действительно доказать факт нарушения может быть сложно.

Что же получилось в итоге? Принятый в третьем, окончательном чтении доработанный с учетом замечаний закон штрафы за навязывание дополнительных товаров (работ, услуг) установил в 2-4 тысячи рублей для должностных лиц, и в 20- 40 тысяч рублей для лиц юридических…

«МК» попросил оценить принятый документ председателя Союза потребителей РФ Петра ШЕЛИЩА.

- Насколько актуальна проблема навязывания товаров и услуг?

- Установление наказаний за такого рода нарушений стало необходимым после того, как в прошлом году внесли изменения в закон «О защите прав потребителей» - по существу, речь идет о новой редакции статьи 16, где дан конкретный перечень признаков недействительных условий договоров купли-продажи, оказания услуг и т.д. Когда устанавливаются обязательные требования, отсутствие хотя бы административной ответственности за их нарушение дискредитирует законодательство в целом. Поэтому, конечно, внесение изменений в КоАП было необходимо.

Проблема актуальная. Мы слышим очень много рассказов людей, покупающих автомобили, как им навязывают дополнительные услуги. При этом владельцы автосалонов ссылаются на то, что автопроизводители им продают товары по такой цене, которая фактически приближается в рыночной розничной, и предлагают добирать прибыль через разного рода допуслуги… Это такая нездоровая модель, которая с нашей точки зрения должна всячески устраняться, но она держится на зависимости автодилеров от крупных автопроизволителей. Тут, на наш взгляд, должна бы вмешаться Федеральная антимонопольная служба, чего, к сожалению, не произошло.

Аналогичная ситуация в банковском секторе, когда при предоставлении кредита требуют страхования, причем у конкретного страховщика, аффилированного с банком. На этом многие банки зарабатывают больше, чем на самом кредитовании…

Это тоже ненормально, и проблему надо как-то решать.

- Но помогут ли не очень внушительные по нынешним меркам штрафы?

- На первый взгляд, для крупных компаний штраф в 20-40 тысяч рублей - это не солидно, но если такие дела будут по каждому случаю нарушения, а перед нами ведь типические истории, и если таких штрафов по 40 тысяч каждый день будет не один - это чувствительно даже для крупных компаний. Так что закон может оказаться действенным. А если не окажется - придется дальше обсуждать переход на оборотные штрафы, которые для некоторых компаний могут оказаться смертельными…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру