Вывод о благотворном для России эффекте санкций поставили под сомнение

«Угроза дефицита возникает для всех»

Вступившие в феврале в силу западные санкции в отношении российских нефтепродуктов приносят Москве все больше выгод, пишет британская Financial Times. С одной стороны, ситуация с поставками дизельного топлива в Европу и США заметно осложнилась. А с другой, маржа его переработки с июля 2023 года выросла в два раза и сейчас составляет $40 за баррель. Речь идет о разнице в цене между соляркой и другими видами топлива, а также нефтью.

«Угроза дефицита возникает для всех»

Когда в прошлом году Запад задумывал эмбарго на поставки российских нефтепродуктов морским транспортом, в этом санкционном шаге он не видел серьезной угрозы для себя. Между тем, негативные последствия в итоге проявились: из-за отказа от российского дизеля выработка солярки у европейских НПЗ упала. По данным Rystad Energy, даже до начала СВО европейские переработчики производили больше бензина, чем дизтоплива, традиционно используемого для отопления домов. Поскольку тяжелую нефть (дизель) они предпочитали покупать у РФ. Сегодня ее запасы в Европе сокращаются, а у местных НПЗ мощности ограничены.

«В самом деле, запасы дизеля в Европе сходят на нет, и местные НПЗ физически не способны резко нарастить объемы до требуемых, - говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - А в преддверии зимы вопрос с топливом приобретет особую важность. Россия же остается одним из главных поставщиков солярки на мировой рынок: порядка 20% всего объема, который перевозится морским путем – как раз наш. Уместно также вспомнить, что в Европе более популярны дизельные автомобили. Соответственно, кризис может ударить не только по сфере ЖКХ, но и по ценникам на АЗС».

Для российских трейдеров ситуация выглядит обнадеживающе и в перспективе может принести дополнительные сверхдоходы нашему бюджету. Однако, напоминает Деев, значительная доля российского топлива сейчас поступает на рынок по серым схемам: через Турцию, Северную Африку и Ближний Восток. То есть, тотальной нехватки дизеля в Европе точно не будет – за него просто придется значительно больше заплатить. И часть этой маржи останется в странах-прокладках.

«Я бы воздержался от вывода, что санкции все больше играют на руку Москве, - рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Санкции – оружие обоюдоострое. Когда вводятся ценовые потолки и эмбарго (на нефть или нефтепродукты – неважно), рано или поздно это оборачивается дефицитом для всех. Принимая в свое время эти решения, Запад явно не просчитал все последствия. Однако и нынешний топливно-ценовой кризис в РФ стал следствием ошибочных мер, на сей раз со стороны местных экспортеров. Не секрет, что та же Турция активно покупает наш бензин, - на Россию приходится более 80% импортируемых ею нефтепродуктов. Этот бензин она направляет на внутренний рынок, а тот, что производит на собственных НПЗ, продает в Европу. Соблазн, в которой на фоне санкций впали российские экспортеры, наращивая поставки в Турцию и оголяя внутренний рынок, вышел нашей стране боком».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру