Закон «О налоге на сверхприбыль», завизированный Владимиром Путиным в начале августа, вступит в силу с 2024 года, причем, рассчитаться с государством нужно будет не позднее 28 января. Под разовый налог подпадают компании, у которых средняя прибыль за 2021 и 2022 годы превысила 1 млрд рублей. Ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за этот период над тем же показателем за 2018-2019 годы. Если фискальный сбор заплатить заранее (с 1 октября по 30 ноября этого года), то ставку налога можно снизить вдвое — до 5%.
Согласно нынешней редакции закона от такой фискальной уплаты помимо нефтегазового сектора освобождены шахтеры, малый и средний бизнес, аграрии, часть застройщиков, проблемные финорганизации и компании, активно инвестировавшие в прошлые годы. Как полагают эксперты, больше всех придется выложить металлургам и производителям удобрений. С учетом предприятий, добывающих твердые ископаемые (например, руды), в общей сложности им придется обеспечить более половины налога на сверхприбыль. Примерно 12% фискальных сборов чиновники рассчитывают получить от оптовой и розничной торговли, а еще 9% — от банков.
Не все законодатели согласны с такой схемой взыскания налоговых сборов. Группа депутатов, предложивших изменить утвержденную президентом систему, считает, что для более справедливого распределения фискальной нагрузки необходимо подключить к уплате пошлины добывающий энергетический сектор. Кроме того, если сейчас за счет налога на сверхприбыль Минфин рассчитывает пополнить бюджет на 300 млрд рублей, то при участии нефтегазовых гигантов дополнительные доходы казны увеличатся до 500 млрд.
По мнению начальника управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрия Александрова, сырьевые компании в самом деле уже получили некоторый дополнительный доход от роста мировых цен на энергоносители, а также благодаря девальвации нацвалюты. Причем, выручка производителей углеводородов, которые восстанавливают зарубежные поставки и снижают скидки на свое сырье, увеличивается.
Вместе с тем, добыча и продажа углеводородов продолжают обеспечивать около трети бюджета нашей страны и регулируются многими правительственными или ведомственными постановлениями. В июле чиновники приняли законопроект, вдвое сокративший выплаты по топливному демпферу, а в сентябре вовсе ввели ограничение (читай, запрет) на экспорт бензина и дизельного топлива. Причиной такого решения названа необходимость стабилизации цен на внутреннем рынке — в результате котировки, например, тонны АИ-92, подорожавшие с начала июля по середину сентября с 55 тыс до 70 тыс рублей, сразу же рухнули примерно на 20%. «Постоянное изменение налогового регулирования является рискованным занятием, особенно в отношении отрасли, и так находящейся под постоянным прессингом неопределенности в виде западных санкционных ограничений», — отмечает Александров.
В связи с этим, как полагают эксперты, предлагаемый законопроект может быть отложен в долгий ящик.