Однако курс у нас плавающий. Отражает спрос и предложение. Но проблема в быстрых изменениях. Которые точно так же меняют условия игры, затрудняют прогнозирование и при определенном уровне действительно напрочь отбивают желание инвестировать. А еще влияют на инфляцию – мы активно вовлечены в глобальную торговлю и при ослаблении рубля цены заметно растут.
Около года назад при курсе ближе к 50 рублям жалоб экспортеров было немало. С большой долей вероятности можно предположить, что для большинства компаний экспорт при курсе 95 и пошлине в 7% или даже 10% несколько выгоднее, чем экспорт при курсе 60 без пошлин. И стимулы для самого экспорта и инвестиций в его расширение не исчезают. Но предложение внутри страны несколько вырастет. И приведет к ограничению роста цен.
В нормальных условиях можно было бы сглаживать волатильность курса, который остается плавающим, а значит, и скачки инфляции и без этого инструмента. Если бы не попытки «заморозить» а, по сути, украсть российские валютные резервы. Так что сейчас такие возможности ограничены. Поэтому и предлагается гибкий механизм - учитывающий курс рубля. При этом настройка механизма крайне благоприятна для экспортеров. Если рубль укрепится до уровней, которые уважаемые участники рынка считают справедливыми, то и платить никому ничего не придется.
Одновременно надо понимать, что пошлины – это широко распространенный инструмент экономической политики. Например, у нас давно действуют экспортные пошлины на зерно. И на нефть. И недостатка инвестиций в этих секторах не наблюдается. Конечно, любая пошлина в теории дает искажение экономических стимулов. Но задача правительства – выбор верного баланса между интересами разных групп, в том числе потребителей и компаний экспортеров.
В похожих условиях многие страны часто отдают приоритет своим гражданам. Например, Индия недавно на фоне неурожая запретила экспорт риса. Потому что свои граждане и их расходы важнее. А некоторые правительства запрещают, например, автомобили продавать в определенные страны. При «единогласной» поддержке компаний-экспортеров. Так что правительство на то и существует, чтобы думать, прежде всего, о выгоде для всей страны. Такова рыночная мораль.
Борис Копейкин, Первый заместитель генерального директора ЦСР