Подзаработать на «сером» экспорте топлива из России, по словам Шульгинова, пытаются обыкновенные спекулянты, которые покупают бензин по сниженной внутренней цене, учитывающей выплачиваемый производителям государственный демпфер, а потом продают горючее на внешний рынок по завышенной стоимости.
Работает схема следующим образом. Небольшие компании непосредственно на АЗС или локальных сырьевых базах скупают нефтепродукты, предназначенные для внутреннего рынка, сокращая предложение для отечественных автовладельцев. За рубеж топливо вывозится железнодорожными эшелонами или обыкновенными бензовозами. С одной стороны, «серые» поставки декларируются российской таможней наравне со всем остальным экспортом нефтепродуктов и не запрещены законодательством. С другой, спекулянты торгуют товаром, в дешевую стоимость которого заложены платежи государства крупным нефтяным компаниям за поддержку стабильных розничных цен на внутреннем рынке, и получают при этом незаслуженную прибыль.
Более того, как полагают чиновники, именно подобные операции и вызвали стремительный рост цен на товарных биржах страны: если в январе стоимость АИ-95 составляла 38,33 тыс рублей за тонну (дизеля — 40 тыс рублей), а в сентябре тарифы на бензин поднялись до 75,5 тыс рублей (дизеля — до 71,7 тыс рублей). «Безусловно, «серый» экспорт надо ограничить. Скоро появится соответствующий документ. Сейчас прорабатываются детали, чтобы этот шаг имел наибольшую эффективность», — пообещал министр.
Приоритетом среди рассматриваемых мер по ограничению «серого» экспорта топлива является «создание списка уполномоченных экспортеров производителей и поставщиков на внутренний рынок». Предварительный проект обновленной концепции зарубежной продажи горючего, представленный Минэнерго в конце июля, предусматривает, что в перечень получивших доступ к торгам на иностранных биржах компаний, в первую очередь, войдут крупные сырьевые холдинги, которые смогут сбывать нефтепродукты в рамках установленных квот. «Аналогичные списки будут созданы и в отношении компаний-поставщиков на национальный рынок. Таким образом чиновники пытаются регулировать объемы поставок на экспорт и для внутренних нужд, чтобы исключить формирование дефицита топлива, ведущего к росту цен на отечественной бирже», — объясняет экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода.
Стоит отметить, что предлагаемый план, хотя явно сверстан в пользу ведущих добывающих концернов, владеющих мощными НПЗ, однако все-таки является более мягким вариантом контроля продажи российского бензина и дизеля зарубежным покупателям. Всего несколько дней назад Минэнерго проинформировало, что правительство рассматривает долгосрочные меры, связанные с частичным ограничением экспорта нефтепродуктов. Инициатива родилась после сообщений из российских регионов — Краснодарского края, Оренбуржья, Алтая и других областей — о недостатке моторного топлива в самый разгар уборки урожая. Возникнувший дефицит горючего представители власти сначала связывали с плановым ремонтом НПЗ и пробелами в транспортной логистике, а затем возложили вину целиком на склонных к быстрой наживе рыночных спекулянтов, не гнушающихся участвовать в «сером» экспорте топлива. Горячие головы сразу же стали говорить о грядущей полной остановке зарубежных поставок, но разработанные запретительные меры, судя по всему, не распространятся на сырьевых мейджоров.
По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, назвать точные объемы «серого» экспорта топлива из России достаточно сложно, поскольку официальная статистика теневых операций, разумеется, не ведется. «Тем не менее, приблизительные ежемесячные объемы ИА-92 и дизельного топлива, отправляемого из нашей страны перепродавцами, оцениваются совокупно в 1 млн тонн, что составляет примерно 1-1,5% от общего объема поставок соответствующих видов горючего на внутренний рынок, — рассуждает эксперт. — Прямые финансовые потери России от «серого» экспорта нефтепродуктов кажутся небольшими, но даже из-за этого «украденного» процента растут оптовые цены на топливо на товарной бирже, что увеличивает стоимость всех перевозок и разгоняет инфляцию».
В свою очередь, Андрей Лобода считает, что объемы «серых» экспортных поставок горючего из России могут доходить до 5 млн тонн в год. По решению правительства, с 1 июля 2023 года не являющийся производителем экспортер топлива должен будет дополнительно платить 20 тыс. рублей за тонну бензина или дизеля, продаваемого за рубеж. Эти платежи будут касаться нефтепродуктов, уже прошедших через демпферную систему, то есть, за которые государство уже выплатило компенсацию. Если предположить, что «серым» экспортерам получится вывести за границу все пять миллионов тонн, то их укрытая от казны выгода составит 100 млрд рублей или более $1 млрд. «Хотя на первый взгляд объемы коммерчески сомнительных торговых операций не кажутся критическими, не стоит их недооценивать: для нечистых на руку бизнесменов они оборачиваются прибылью в сотни миллионов долларов— отмечает эксперт, - Между тем, каждая дополнительная тонна, которая уходит из России «серыми» экспортными путями, вносит вклад в дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке и, соответственно, в рост цен на топливо на наших автозаправках».