Как указал Шульгинов, сейчас в Юго-Восточной Сибири наблюдаются сложности с электричеством из-за того, что майнеры быстро разворачивают производство. Когда за подключением обращаются социально значимые объекты, им не всегда хватает электроресурсов. «Мы не просто хотим, а настойчиво предлагаем из недискриминационного доступа майнеров или исключить вообще, или хотя бы временно, — сказал глава Минэнерго. — Так мы сможем сначала подключать промышленные, социальные объекты, ЖКХ, а потом уже можно и майнинговое производство». При этом Шульгинов не выступает против добычи криптовалюты там, где есть избытки мощности, но считает, что сначала эту деятельность нужно легализовать.
Слова министра вызвали полемику в среде криптовалютчиков. По мнению директора по взаимодействию с государственными органами BitRiver Олега Огиенко, описанная Шульгиным ситуация характерна лишь для недобросовестных участников рынка, которые подключаются к энергосетям по тарифу для населения, а также неоднократно и существенно превышают заявленные объемы потребления. Ограничение промышленных майнеров в недискриминационном доступе к электрическим сетям нивелирует естественные преимущества России в майнинге и может поставить крест на развитии этой отрасли промышленности в нашей стране, подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что наша страна — крайне привлекательный регион для майнинга, поскольку здесь отличный климат, который позволяет экономить на охлаждении оборудования; широкий выбор площадей (развалины советской промышленности отлично подходят для оборудования майнинговых центров); низкая, в сравнении с другими странами, стоимость электроэнергии.
«Добавим к этому набору неглубокую осведомленность властей о принципах майнинга и потреблении электроэнергии майнинговыми установками, а также отсутствие эффективных инструментов для отслеживания нелегальных майнеров, — продолжает разговор сооснователь ENCRY Foundation Роман Некрасов. — И все это в условиях недостатка полноценной правовой базы для регулирования рынка добычи цифровых активов в РФ: то есть даже если вас поймали, не очень понятно, что конкретно с вами делать и как доказывать вину». Ну и «вишенка на торте» — соседство с Китаем, который остается крупнейшим поставщиком оборудования для майнинга. В результате Россия становится крайне привлекательной для миграции майнеров страной. По мнению Некрасова, рост напряжения на электросети связан именно с повышенным интересом к РФ добывающих криптовалюты бизнесменов.
Как указал заместитель гендиректора Института национальный энергетики Александр Фролов, государство на протяжении последних 2,5 лет работало над тем, чтобы вывести майнеров из «серой зоны» и заставить их регистрироваться в качестве юрлиц, чтобы они работали не по тарифу, который установлен для обычных домохозяйств. «Если подключать такие предприятия к сетям не будут, то они опять начнут уходить в «серую зону», однако я бы не стал преувеличивать эту проблему из-за того, что пик популярности майнинговой деятельности прошел», — уверяет эксперт. Ранее наши власти опасались повторения ситуации, возникшей ранее в Казахстане. Там майнеры, выдавливаемые регуляторами из Китая и перебравшиеся в эту среднеазиатскую республику, стали большой проблемой: их работа приводила к отключению электроснабжения. В России повторение такого сценария, конечно, вряд ли возможно: ситуация в электроснабжении у нас кратно лучше, чем в Казахстане. И тем не менее это довольно яркий эпизод, который показывает, что может произойти, если очень быстро в регионе возникает большое количество крупных потребителей, подчеркнул Фролов. Сама постановка вопроса Минэнерго говорит о том, что власти хотят поставить точку в споре о том, что важнее: не допустить уход майнеров в «серую зону» и сбор с них налогов или стимулирование экономического и социального развития в регионах за счет быстрого доступа к электросетям. Однако без законодательного оформления все останется только на уровне благих пожеланий.