Бензину предрекли подорожание на 10% к концу года

Эксперты рассказали о рисках на топливном рынке страны

Седьмой день подряд биржевая цена бензина АИ-95 бьет исторический рекорд: по итогам торгов в четверг она превысила 74 тысячи руб за тонну. Тем временем власти устами вице-премьера Александра Новака заверили общественность: на внутреннем рынке нет дефицита предложения, «на бирже наблюдается баланс». Интересно, что это за баланс, при котором именно сейчас, на стыке лета и осени, топливные котировки словно с цепи сорвались?

Эксперты рассказали о рисках на топливном рынке страны

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже «95-й» бензин подорожал на 0,82% (до 74,304 рублей за тонну), «92»-й – на 0,59% (до 63,946 рублей). Правда, стоимость летнего дизельного топлива снизилась на 0,08% (до 67,116 рублей), но это никак нельзя считать неким переломом в общем тренде: в августе она 12 раз била исторические рекорды и максимально росла до 67,848 рублей за тонну. С начала года биржевая цена разных марок бензина увеличилась на 60-70%, дизтоплива – на 40%. Что касается потребительских, розничных цен на бензин, за эту неделю они, по данным Росстата, прибавили 0,4% после роста на 0,6% неделей ранее. В среднем литр АИ-95 продается сейчас на автозаправках за 55,07 рублей, а литр АИ-92 – за 50,42 рубля.

Эксперты сходятся во мнении: сегодня рынок топлива требует усиленных стабилизационных мер со стороны государства. Одной из главных причин для беспокойства является то, что ценовая динамика опережает накопленную инфляцию и делает невыгодной продажу бензина и солярки на АЗС конечному потребителю. Причем темпы роста цен – как биржевых и оптовых, так и розничных - резко ускорились с середины мая. Попутно наблюдались перебои с поставками топлива на автозаправках, что в основном коснулось южных регионов страны: Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии, Крыма.

Ко всему прочему, с 1 сентября по решению властей вдвое сокращены размеры топливного демпфера, что само по себе лишит сырьевой сектор миллиардных компенсаций – как раз за то, что они сдерживают розничные цены на заправках. Например, в июле выплаты нефтяникам через этот компенсационный механизм составили 110 млрд рублей. Похоже, в правительстве осознают: при нынешнем курсе рубля в 95 за доллар (вместо 66 за доллар в январе) компаниям намного выгоднее продавать топливо за рубеж. Это приводит к ограничению поставок внутри страны и толкает вверх биржевые цены.

«Как показывает практика прошлых лет, на АЗС цены растут с некоторым отставанием во времени от биржевых, - говорит директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. – Этого и сейчас не избежать. Вопрос – насколько? Все зависит от баланса спроса и предложения, от того, захотят ли автовладельцы платить за подорожавший бензин, или же они начнут подходить к поездкам на личном транспорте более экономно. Традиционно, топливные цены являются мощным проинфляционным фактором и ускоряют подорожание остальных товаров. С учетом этого обстоятельства российский рынок сырья нуждается в постоянном мониторинге и регулировании со стороны государства».

И действительно, видя, что происходит, государство предпринимает определенные меры. Например, на днях Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сдерживать мелкооптовые цены для сельхозпредприятий, отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. По его словам, ситуация в значительной степени связана с перераспределением туристических потоков в этом году: поездок за рубеж заметно поубавилось, а внутренний туризм, напротив, расцвел. Многие предпочитают путешествовать по стране на личном автомобиле, что оборачивается повышенным спросом на топливо. Не надо также забывать, что на летний период приходится разгар плановых ремонтных работ на НПЗ, соответственно, предложение снижается.

«Что касается конкретно биржевых цен, в значительной степени на них сказалось решение Минэнерго и ФАС, принятое в конце июля, - рассуждает Масленников. – Были изменены минимальные нормативы, по которым компании должны продавать на бирже бензин и дизтопливо: для первого показатель вырос с 12% до 13%, для второго – с 8,5% до 9,5%. Официально это было сделано для стабилизации внутреннего рынка. Но в итоге производители и экспортеры поспешили повысить цены до 1 сентября, пока новое правило не вступило в силу. Такова общемировая практика: когда государство анонсирует меры по ужесточению каких-то регулятивных режимов, бизнес торопится извлечь для себя максимум маржи из текущей конъюнктуры».

На взгляд Масленникова, с учетом инфляции, которая сейчас уже превысила в годовом выражении 5%, растет с недельным шагом примерно в 0,2%, и в декабре дойдет до 6,5-7%, оптовые и розничные цены на автомобильное топливо увеличатся к концу года в интервале от 8% до 10%.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру