— Я думаю, что эти проектные работы уже давно идут, — говорит профессор Владимир Тетельмин. — Было же очевидно, что Каховскую ГЭС надо восстанавливать. Если бы ее строили с нуля, на сегодняшний день степень ее готовности — 95%. Надо разумно добавить эти 5%, и мы будем получать 1,5 миллиарда киловатт-часов в год. Что очень важно для этого энергодефицитного региона.
По оценкам эксперта, чтобы выполнить проектные работы, надо сначала провести полное обследование тела плотины.
— Надо экспертным образом обследовать, что было разрушено. Думаю, что пока это не сделано. Каховская ГЭС находится под обстрелом. Но общие работы уже проводить можно. Надо заново проектировать гидроагрегаты или, по крайней мере, их модернизировать. Потому что Каховская ГЭС все-таки была построена в середине 50-х годов прошлого века. Прошло немало времени.
Исходя из своего опыта, академик считает, что если бы были условия получить исходную информацию, то на проектирование ушло бы не более 3–4 месяцев.
— Понятно, что в этой электроэнергии, которую может вырабатывать Каховская ГЭС, нуждаются и население, и расположенные там предприятия. Владимир Сальдо, который говорит о начале проектных работ, конечно, прав. Я думаю, что он озвучил эту информацию не от себя лично, а проконсультировавшись со специалистами, с гидроэнергетиками. Я полагаю, что эти работы уже потихонечку ведутся. Потому что очевидно, что ГЭС надо вводить в эксплуатацию.
Протяженность напорного фронта плотины, грунтовой дамбы, как говорит профессор, составляет порядка трех километров. Сама бетонная плотина — около 500 метров в длину.
— И грунтовая дамба, и само тело плотины целы. Там массивный бетон, который держит напор. Тело плотины, может быть, немножко потрясло, но это монолитная конструкция, я уверен, что она не пострадала. Нужно восстановить гребень плотины, ее верхнюю часть. Разрушены оголовок, несущие бычки — бетонные опоры подвижных металлических затворов. Потребуется восстановить водосливы, через которые отводится избыточная вода из-за паводков и прочего.
И водосливы, и затворы, и регулирование уровня верхнего бьефа — все это, по словам эксперта, определяет как раз бетонная плотина. Под ее защитой находится само здание машинного зала, где размещаются гидроагрегаты.
Как говорит наш собеседник, технологически все это восстановить нам по силам, все отработано.
— Тем более что российские гидротехники уже соскучились по настоящей работе. У нас ведь настоящих гидроэлектростанций не строится уже 30 лет. Все наши ГЭС были построены в советское время. Они, по сути, сейчас и спасают нашу энергетику.
Врио губернатора Херсонской области Владимир Сальдо, в свою очередь, заметил: сколько бы ни понадобилось средств на восстановление Каховской ГЭС, это экономически целесообразный проект, который многократно окупится.
— Восстановительные работы будут не очень дорогими, — говорит Владимир Тетельмин. — Сама-то Каховская ГЭС стоит миллиарды и миллиарды рублей. А сейчас, чтобы запустить ее в эксплуатацию и завершить весь объем необходимых работ, потребуется порядка 200 миллиардов рублей. Такую сумму озвучил Владимир Сальдо журналистам в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Это сумма, по словам профессора, в общем-то, подъемная. Она включает выполнение как проектных работ, так и монтажных, строительных работ.
— Любая ГЭС из всех видов генерации энергии самая низкая по себестоимости, если брать во внимание выработку одного киловатт-часа энергии. В советское время киловатт-час вообще стоил половину копейки по тем ценам. Если атомная станция выдает порядка 20 центов за киловатт-час, то гидроэлектростанция — раз в пять меньше. Тем более что ГЭС не выбрасывает в атмосферу диоксид углерода. Гидроэлектростанция хорошо вписывается в климатическую повестку, о которой говорит весь мир. Поэтому все аргументы за то, чтобы Каховскую ГЭС быстрее восстановить.
Как говорит Владимир Тетельмин, надо наполнить и Каховское водохранилище, а также восстановить водозабор воды в Северо-Крымский канал.
— В Каховском водохранилище достаточно большая кубатура воды. (Полный объем водохранилища в период его функционирования — 18,18 кубических километра. — Авт.) Регион там засушливый. Нужно накопить воду. Сейчас она проходит впустую и сливается в Черное море. Надо, чтобы она работала на благо людей, шла на орошение и водоснабжение. Все озвученное — разумно, реально и выполнимо.