На пункт пропуска «Ак-Тилек» выехал зампредседателя Ассоциации международных грузоперевозчиков Киргизии Игорь Голубев. По его словам, сейчас на КПП в час пропускают только одну машину. Хотя его пропускная способность составляет 20 автомобилей в час. Своей очереди ждут более 350 автомобилей.
«Такая же ситуация наблюдается и на остальных пунктах пропуска. Казахская сторона никак не объясняет причины задержки. Я сейчас нахожусь на пункте пропуска «Ак-Тилек» совместно с заместителем министра экономики и коммерции Назарбеком Малаевым. Пытаемся на месте выяснить причину. Считаю, что казахская сторона такими действиями нарушает принцип Евразийского экономического союза о свободном перемещении грузов. Кроме того, они подрывают авторитет ЕАЭС», — отметил Игорь Голубев.
Как рассказал «МК» Денис Бердаков, проблемы на границе между двумя странами возникают регулярно: раз в два-три месяца. «Иногда прохождение занимает двое суток, бывает, что фуры стоят и по пять-шесть дней. Нельзя говорить, что идет полная блокировка границ. С 2010 года такого точно не было», — говорит эксперт.
По его словам, есть объективные и субъективные причины для подобного положения. К первым относится санитарная проверка киргизской продукции: «Часто это приходится на осенний период и конец августа. Выявляют проблемы с сельскохозяйственным товарами: морковь, арбузы и так далее. Например, в овощах могут быть какие-то жучки и тому подобное».
Еще один момент, на который указывает Бердаков, — желание Астаны собрать побольше налогов. «Правительство Казахстана понимает, что ряд товаров, которые следуют из Китая в Россию через Киргизстан, оседают в Казахстане без уплаты НДС в размере 13%. С одного грузовика казахстанская таможня может получить до $100 тыс, если речь идет о технике. Соответственно, начинают очень тщательно проверять все грузы и выявлять массу нарушений. Условно: написано «картофель», а половина продукции почему-то одежда».
Кроме того, проверку самих таможенников могут устраивать вышестоящие органы и тогда также проверяется каждый грузовик. Пропускной способности не хватает и очереди растягиваются на километры, отмечает собеседник газеты.
Однако есть и внутренние проблемы между странами. Казахстан и Киргизия конкурируют за доступ к российскому рынку. По разным причинам везти китайские товары в Россию из Бишкека несколько дешевле, чем из Казахстана. Чему в Астане не сильно рады.