В начале августа 2023 г. австрийская группа Raiffeisen Bank International (RBI) сдвинула сроки выделения своего российского бизнеса с конца сентября на конец 2023 года, сообщил генеральный директор группы Йоханн Штробль.
Немногим меньше, с августа прошлого года, длится и «уход из России» венгерской банковской группы OTP Bank Group, представленной в нашей стране «ОТП Банком». Генеральный директор группы Шандор Чани говорил, что бизнес в России и на Украине планируется сохранить в долгосрочной перспективе. Однако группа прекратила инвестиции в российские государственные бумаги и приступила к сокращению портфеля корпоративных кредитов в РФ. Позднее в отчетности банка появилась формулировка о продаже российского бизнеса «по приемлемой цене».
Но, пожалуй, самое главное, печальное и тревожное для российского «ОТП Банка» – это решение о прекращении его финансирования со стороны материнской компании. Шандор Чани подчеркнул, что для российского подразделения существует риск нехватки ликвидности. В переводе на бытовой язык это означает, что у банка попросту не хватает денег, чтобы исполнить свои обязательства перед клиентами. Именно с дефицитом ликвидности связан, пожалуй, самый масштабный банковский кризис в современной России, произошедший в 1998 году.
По данным «Коммерсантъ», «Российская «дочка» венгерского банка работает преимущественно в сегменте рискованного беззалогового кредитования населения, привлекая средства в основном от физических лиц». Международное агентство Fitch Ratings уже снизило рейтинг «ОТП Банка», однако внутрироссийские рейтинги, видимо, позволяли этому банку участвовать в аукционах на привлечение средств федерального и региональных бюджетов, а также привлекать депозиты от институциональных инвесторов и крупных компаний. Лишившись западного финансирования, «ОТП Банк», судя по всему, пересмотрел свою политику, однако сегодня у банка не простые времена.
Банк России ведет жесткую регуляторную политику. По итогам кризисного 2022 г. «ОТП Банк» раскрыл отчетность и продемонстрировал «резкий рост норматива достаточности капитала при сокращении активов и размера собственных средств», сообщает «Коммерсантъ». «У ОТП-банка сильно расходится динамика активов под риском (основная их часть приходится обычно на кредитный портфель) и чистого ссудного портфеля. При этом в отчетности не раскрывается ряд показателей, которые были определены регулятором в конце 2022 года, что оставляет много вопросов по текущей ситуации в банковском секторе», отмечает издание. Эти показатели мало что говорят рядовому клиенту банка, но демонстрируют, что он находится в «зоне турбулентности».
Настораживают и появившиеся в последние месяцы в СМИ сообщения об исках к «ОТП Банку». Один из них связан с неисполнением обязательств банка перед Фондом капитального ремонта г. Москвы. Так, «ОТП Банк» был известен как весомый участник российского рынка банковских гарантий в сфере госзакупок. Теперь же арбитражные суды разбираются с исками о взыскании многомиллионных долгов.
Как сообщает сетевое издание «Новый взгляд», «крупные корпоративные клиенты стали покидать банк. Неопределенность ситуации заставляет их переводить свои средства в другие финансовые организации… На просторах интернета можно найти сотни жалоб клиентов «ОТП Банка».
Эту осторожность можно понять: с одной стороны, существуют определенные риски, с другой – венгерский собственник может как продать свою российскую «дочку», так и просто ее ликвидировать.
Складывается впечатление, что если еще пару лет назад наличие у банка иностранного собственника было плюсом и давало дополнительные гарантии его клиентам, то сегодня ситуация, похоже, изменилась зеркально: западные владельцы могут стать фактором риска для российских финансовых учреждений.