- Почему американский регулятор столь последовательно повышает учетную ставку?
- Федеральная резервная система США длительное время борется с сильной инфляцией в стране. Для этого один из важнейших инструментов – процентная ставка, под которую центробанк (ФРС) кредитует коммерческие банки. Это не просто процент, а шире – показатель стоимости денег в экономике, ориентир доходности вложений. Если он повышается, то и банки поднимают проценты по кредитам и депозитам, более высокую доходность дают облигации государства и компаний. И тогда стимулируется отток денег с потребительского и инвестиционного рынка. Это препятствует нагнетанию спроса и роста цен. Таков примерный механизм противодействия инфляции. Его используют многие центробанки. Напомним, Банк России в июле поднял свою ключевую ставку с 7,5% сразу до 8,5% - именно из-за возросшей инфляции.
- Многие наблюдатели считают нынешний шаг ФРС США слишком резким. Вы с этим согласны?
- Увеличение ставки ФРС с 5,25% до 5,5% не выглядит резким. Именно такое значение заранее и предполагалось рынком. Более того, инвесторы считают, что данное повышение может оказаться последним в цикле роста ставки. Ведь Федрезерв поднимал её 11 раз с 2022 года, с уровней 0,25%. И теперь ожидается, что в следующем, 2024 году регулятор перейдёт к её снижению, поскольку инфляция уже заметно сокращается – до 3% с максимумов 8,5% летом 2022 года. Исходя их таких соображений, проявляется и реакция рынка, который стремится ориентироваться на будущее.
- И какова же эта реакция?
- При обычном увеличении ставки удорожание кредитов - фактор снижения рентабельности и объёмов бизнеса, экономического роста, спроса и цен на ресурсы, индексов акций, удорожания нацвалюты. Однако, сейчас текущие последствия – иные. Поскольку такое повышение ставки прогнозировалось, было заложено заранее в котировки, это не удивило рынок. А если она наконец больше не будет расти, то может, ухудшение условий уже позади. И нужно жить ожиданием уже будущего снижения ставки.
Поэтому после вердикта ФРС реакция инвесторов была позитивной. Индекс акций S&P 500 не понижается, а растёт, находясь на максимумах с апреля 2022 года. А доллар к основным валютам, напротив, не дорожает, а дешевеет. Нефть, в свою очередь, преисполнена оптимизма и стойко держится выше $83 за баррель Brent.
- Для российской экономики и нашего финансового рынка такие последствия позитивны?
- В целом да. Хотя эти последствия и косвенные. Оптимизм рынков способствует поддержке российских активов. Индекс Мосбиржи поднимается, штурмуя сакраментальный рубеж 3000 пунктов, где он не был с 21 февраля 2022 года. Рубль на фоне ослабления доллара в мире и удорожания нефти чувствует себя достаточно спокойно на уровне 90 за доллар.
- Ну а какие-то риски решение американского регулятора несет?
- На перспективу ближайших месяцев сохраняются риски из-за увеличения ставки ФРС. Ведь пока регулятор не перейдёт к её снижению, высокий процент тормозит хозяйственную активность, инвестиции в производство. Сохраняется вероятность рецессии, то есть снижения экономики в США. А поскольку Штаты – ведущий производитель и потребитель товаров в мире, а доллар – основная мировая валюта, то данные процессы могут вылиться в негатив для глобальной экономики. Тем более что и другие основные центробанки поднимают свои ставки для противодействия инфляции. И если общее торможение экономики в мире проявится, это станет подрывать спрос на ресурсы и иные товары российского экспорта, будет фактором давления на нашу экономику, фондовый рынок, курс рубля.