В настоящее время уровень российского госдолга составляет 22,8 трлн рублей, что соответствует 14,9% ВВП. Это минимальное значение за последние 13 лет. По мировым меркам, финансовые обязательства нашей страны можно считать незначительными: у США соотношение госдолга к ВВП превышает 123%, у Японии — 264%, у Китая — 295%. В связи с этим Россия обладает возможностью увеличить национальные заимствования, тем более, что другого способа привлечь дополнительные средства в бюджет, являющийся в настоящее время дефицитным, не существует. «Это безнадежная ситуация: у нас растет расходная часть — нужно поддерживать экономику, военный блок и четыре новых региона», — отметила Окладникова. По ее оценке, в будущем Минфин будет наращивать долг, но постарается «оставаться в безопасных границах». Максимальную планку госдолга планируется установить на отметке в 20% ВВП. «Это предельный уровень, который мы в самой пессимистичной ситуации не должны перешагнуть», — уточнила замминистра.
Увеличение государственных обязательств России еще на 5,1% ВВП потребует привлечения по меньшей мере 7,8 трлн рублей. На западном рынке, на котором в былые годы наша страна без проблем доставала необходимые деньги, теперь из-за санкций получить новые кредиты крайне затруднительно. Где отечественные чиновники собираются найти требуемые средства и чем обернется привлечение очередных займов для экономики, «МК»рассказал ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
- За счет каких заимствований чиновники собираются увеличить государственный долг России до 20% ВВП? Западный финансовый рынок для нашей страны закрыт...
- Речь, естественно, идет о привлечении денежных средств на внутреннем рынке. По сути, использование отечественных финансовых ресурсов в современной геополитической обстановке остается единственным вариантом борьбы с бюджетным дефицитом, который по итогам июня составил примерно 2,5-2,7% ВВП. Судя по всему, экономический блок правительства будет проводить эмиссии новых казначейских облигаций (ОФЗ) с различным сроком погашения и распространять эти ценные бумаги среди национальных финансовых институтов. Вряд ли Минфин заинтересован в резком форсировании долговой нагрузки государства, тем не менее, правительству срочно нужны деньги и сейчас годится любой возможный способ для привлечения средств. В первом полугодии доходы нашей казны составили 12,4 трлн рублей, продемонстрировав по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спад на 12%. В то же время расходы выросли на 19% почти до 15 трлн рублей. Впрочем, стоит отметить, что выпуск облигаций будет осуществляться не единовременно, а поэтапно в течение ближайшей финансовой трехлетки — в 2024-2026 годы.
- А есть ли возможность занять нужную сумму в дружественных нам Китае или Индии? Эти государства в последнее время являются основными деловыми партнерами России, а экономические связи Москвы с Пекином и Нью-Дели укрепляются день ото дня.
- Возможность существует, но особого смысла в привлечении займов в Китае или Индии нет: рост экспорта энергоресурсов в азиатские страны и без того наполнил федеральный бюджет России значительными объемами китайских юаней и индийских рупий. Однако на территории нашей страны имеет хождение национальная валюта, то есть рубль. Именно рубли нужны отечественной экономике. После получения кредита в иных денежных средствах придется проводить конвертацию, которая потребует новой масштабной рублевой эмиссии, что чревато разгоном инфляции.
- Насколько опасно для российской экономики увеличение госдолга до 20% ВВП?
- Обычно любое увеличение национальных обязательств приводит к ограничению финансовой устойчивости государства. Между тем по размеру госдолга наша страна находится на 94-95-м месте в мире. Нынешние заимствования в 14,9% ВВП являются минимальным уровнем начиная с 2006 года. Повышение правительственных обязательств до 20% укладываются в границы финансовой безопасности России. Повторение дефолта 1998 года от такого шага не предвидится.
Разумеется, выпуск ОФЗ и привлечение денег на внутреннем рынке будет сопровождаться разнообразными макроэкономическими регуляторными мероприятиями. Облигации будут покупать банки, у которых в результате окажется меньше ресурсов для выдачи корпоративных и потребительских кредитов. В итоге пострадают не только рядовые обыватели, но и производственные предприятия, которые столкнуться с дефицитом инвестиций на собственное развитие. Во избежание такого поворота событий правительству придется модернизировать налогооблагаемую базу, в частности, сделать более эффективной систему распределения фискальных льгот и других преференций.
Ряд статей расходов, конечно, придется урезать, что может негативно сказаться на реализации некоторых инфраструктурных проектов. Не пострадают только социальная сфера и оборонный блок. В то же время государству придется провести глубокий анализ и серьезную работу над укреплением деловой активности и повышением комфортности ведения бизнеса. План соответствующих операций, скорее всего, будет представлен в ближайшее время — в середине - конце августа. Бизнес заранее должен понимать, какая финансовая обстановка сложится в российской экономике в обозримой перспективе. Не стоит забывать, что в будущем государству придется закладывать в бюджет издержки на обслуживание госдолга — в 2022 году расходы на такие цели увеличились до 5% от всех затрат казны. Это более 1 трлн рублей. Очевидно, что в будущем соответствующая расходная статья будет еще больше расти, что скажется на доходной части бюджета.
- А население страны может как-то пострадать от увеличения национальных обязательств?
- Главной задачей правительства, которое намерено закрывать бюджетные дыры за счет заимствования на внутреннем рынке, станет борьба с инфляцией. По итогам июня рост потребительских цен составил примерно 3,5%. До конца года чиновники намерены удержать инфляцию в коридоре 4,5-6,5%. Хотя по сравнению с прошлогодними значениями в 12% нынешний показатель окажется сравнительно небольшим, но рост цен даже на 5% - серьезное испытание для кошельков граждан, поскольку реальные доходы населения практически не прибавляются. Рост госдолга на фоне инфляционных скачков, прежде всего, скажется на инвестиционной активности производственного комплекса страны, поскольку приведет к снижению темпов развития экономики. Обычные люди ощутят на себе последствия решения правительства в виде роста ставок по кредитам и снижения доступа к долговым инструментам.