Пузыревский, в частности, заявил, что в минувшем году выросло число жалоб на завышение цен на продукты. Список «нарушителей» весьма велик - картофель, свекла, лук, морковь, капуста, сахар, рис, соль… Причиной этому в ряде случаев ФАС считает «недобросовестное, спекулятивное поведение участников рынка в отношении потребителей».
В соответствии с законопроектом, разработанным в недрах ФАС, при росте цен за короткий промежуток времени более, чем на 30%, антимонопольная служба по поручению правительства будет проверять экономическую обоснованность этого и пресекать недобросовестные действия участников рынка. Возможно, данный законопроект уже в сентябре поступит на рассмотрение в Государственную думу, выразил надежду зампред ФАС.
Еще до недавнего времени считалось, что проблема необоснованного роста цен в России побеждена полностью и окончательно. Торговые сети, производители и переработчики под бдительным присмотром чиновников, антимонопольщиков, а порой и прокуроров принимали на себя «добровольные» обязательства не повышать наценку на социально значимые продукты более чем на 5%. И дело как бы было в шляпе: торговцы на голубом глазу заявляли, что строго придерживаются соглашения, хотя потребительские цены, понятно, росли.
Здесь нужно еще добавить, что в умах россиян давно перепутались государственные меры по борьбе с завышенными ценами на еду. Еще в 2010 году постановлением правительства РФ был определен порядок введения предельных розничных цен на социально значимые продукты. Всего в этот список входит 24 вида продовольствия, в том числе хлеб, молоко, сахар... Тогда планировалось, что если в течении 30 дней какой-то из продуктов подорожал минимум на 30%, Минэкономразвития на 90 дней устанавливает предельные минимальные розничные цены.
Позднее, в декабре 2020-го, после аномального подорожания сахара и подсолнечного масла, когда в их ценообразование вмешался лично президент РФ, порядок контроля был сильно ужесточен. «Минималку» должны были вводить не после 30-процентного подорожания социальных продуктов, а после 10-процентного, причем без учета сезонных колебаний.
Вопрос на засыпку: какое из постановлений сегодня действует: мягкое (30%) или жесткое (10%)? Вопрос риторический, ведь цены, бывает, что за короткий промежуток времени растут и на 20, и на 40%, и снижать их никто не собирается. За примером далеко ходить не надо. По данным Росстата, за июнь морковка в стране подорожала в среднем на 22%, картофель на 21,5%. Вы слышали о каких-то вмешательствах органов власти?
Что нового нам даст третий законопроект на эту тему? Будет ли он выполняться? Или так же, как его предшественники, будет спускаться на тормозах?
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ предполагает, что в законопроекте ФАС будет прописан механизм реализации ценового мониторинга. «В ныне действующем законе указано, что правительство в определенных условиях имеет право ввести предельные минимальные цены на какие-то социально значимые продукты. Но не прописан механизм реализации этого права. Теперь это сделают», - считает Шелищ.
В таком случае возникает вопрос: почему только сейчас решили создать механизм реализации этого закона — то есть проверок от лица государства? Скорее всего, правительство поняло, что покупательная способность населения резко снизилась и нужен особый контроль за ростом цен, чтобы торговля не наживалась на беде потребителей.
В первом квартале, по данным Росстата, доходы населения увеличились в среднем по стране на 0,1%, да и то в годовом выражении. А по итогам 2022 года они снизились на 1%. В целом, некоторые аналитики считают, что покупательская активность россиян начиная с 2022 года снизилась на 35-40%.
Не по статистике, а в реальной жизни падение покупательного спроса отмечают сами производители еды.
- Раньше я объезжал со своим товаром садовые товарищества, - говорит подмосковный фермер Степан Соломников. – Кассовый чек в среднем составлял 2000 рублей. Сегодня – 700 рублей…
Между тем в еще не принятом документе ФАС обнаружились свои «подводные камни».
- Основной риск и для торговых сетей, и для поставщиков – это возможность привлечения к ответственности любого участника рынка, у которого годовой оборот выше 800 миллионов рублей, - говорит исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. – Без доказывания дополнительного состава – сговора, признаков картеля и монопольного положения. Фактически мы видим отказ от экономического постулата, что на высококонкурентном рынке цена устанавливается балансом спроса и предложения. Бизнес успокаивают, что применение будет исключительно только по распоряжению правительства при подтверждении ценовых колебаний Минээкономразвития. Но перегибы на местах исключать нельзя, если порядок привлечения к ответственности будет упрощен.